Условия и основания для снятия несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета. Процедура снятия с регистрации по месту жительства Как снять с регистрации несовершенного ребенка

Жилищный кодекс РФ устанавливает, что все несовершеннолетние дети должны быть поставлены на регистрационный учет по месту пребывания или проживания – временному или постоянному. Прописка проводится после выписки из роддома для детей с обычным весом и недоношенных малышей по одинаковой схеме. Важно, что малыша можно прописать только на одной жилплощади с одним из родителей. За проживание без регистрационной отметки родителям грозит штраф в размере 1000-3000 рублей. Прописка малыша – процесс сложный и ответственный. Не менее важной процедурой является снятие регистрации с детей в ФМС.

Не все россияне знают, как выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры, поэтому необходимо провести консультацию у опытного специалиста узкого профиля. Эксперт в этой отрасли правоотношений знает все особенности законодательства и поможет обойти его «подводные камни». Профессионал разъяснит, как проходит выписка детей при продаже жилья, можно ли снять с регистрационного учета недоношенных малышей сразу после выписки из роддома, а также внесет эффективные предложения по организации процесса. Юрист – это надежный помощник при проведении различных регистрационных процедур в РФ.

На территории страны действует много коммерческих компаний, предоставляющих гражданам юридические услуги на платной основе. Более выгодным решением станет консультация онлайн юриста.

Эксперт в сети интернет предоставит юридически обоснованные предложения для собственника квартиры, который хочет выписать несовершеннолетнего со своей жилплощади. При необходимости специалист займется защитой прав детей, которых хотят лишить крыши над головой. В каждом конкретном случае адвокат предоставит эффективное решение, основываясь на индивидуальных обстоятельствах дела.

Юрист в сети интернет гарантирует экономию времени и сил соискателей, а также оперативность урегулирования поставленных задач в зависимости от характера их возникновения.

Основания и условия для выписки ребенка из квартиры

Задумываясь, как выписать ребенка из квартиры, нужно учитывать ряд особенных условий и критериев, которые помогут организовать процесс максимально быстро и безболезненно. Во внимание стоит взять тот факт, что:

  • детей, не достигших 18 лет, регистрируют и выписывают из квартиры только вместе с опекунами, родителями или законными представителями;
  • ребенок, являющийся владельцем дома, может быть снят с учета в территориальном отделении ФМС только при наличии письменного разрешения от опекунского совета;
  • согласие также должны предоставить родители малыша, даже если они проживают по разным адресам и расторгли брак;
  • даже если ребенок фактически находится по другому адресу, выписать его из квартиры можно будет исключительно на основании постановления судебной инстанции;
  • выписывают детей из квартиры только при наличии другого места жительства, в никуда недоношенных малышей и детей с нормальным весом после роддома не могут выселить;
  • если родители лишены родительских обязательств, их чадо все равно имеет право быть зарегистрированным и проживать на их жилплощади.

Стоит отметить, что имущественные права детей до 18 лет устанавливает и защищает не только Жилищный кодекс, но также Гражданский и Административный. Закон всегда будет на стороне несовершеннолетних. Важно понимать, что процедура может быть проведена в мирном порядке путем подписания соглашений, которое вступил в силу после подписей сторон сделки.

В другом случае вопрос об аннулировании регистрационного учета детей до достижения ими совершеннолетия, выписанных из роддома с весом ниже среднего, или нормальными показателями, будет проводиться в судебных инстанциях.

Суд в исключительных ситуациях согласится на выписку ребенка с жилой площади. Однако главным условием станет наличие нового жилья с эксплуатационными характеристиками не хуже, чем в старом доме.

Принципы выписки гражданина РФ в возрасте до 18 лет из приватизированной квартиры


Алгоритм, по которому выписывают из жилья недоношенных и обычных малолетних детей, зависит от того, имеет ли малыш права на жилье, как собственник, или просто проживает в нем. Если квартира относится к частной собственности гражданина РФ, а ребенок не имеет права на часть в ней, то для выписки с жилой площади согласование с органами попечительства не потребуется.

Выписывают граждан по заявлению, которое следует предоставить в миграционное отделение России по месту нахождения. Если ребенок младше 14 лет, то его присутствие не обязательно, в ситуации, когда участнику выписки более 14 лет, он должен присутствовать на процедуре. В ФМС нужно предоставить:

  • техпаспорт на жилье;
  • удостоверение личности родителя;
  • свидетельство о рождении или паспорт несовершеннолетнего.

В зависимости от ситуации перечень может быть расширен и потребоваться документы другого характера, например, может потребоваться справка из роддома. Родители или сам несовершеннолетний должен заполнить заявление и листок убытия. Сотрудники ФМС изымут паспорт или свидетельство о рождении, после чего в 7-дневный срок лицо выписывают с предыдущего места проживания. Чаще всего необходимость снять регистрацию с малышей в ФМС возникает при продаже жилья, обмене квартиры, оформления дарственной на третье лицо и т.д.

На следующем месте пребывания ребенка, опекунам следует в максимально сжатые сроки подать заявку в местное миграционное отделение и поставить малолетнего гражданина РФ на учет.

Предложения о том, как это сделать максимально легко и быстро, можно получить от опытного юриста в сети интернет. Если малыша выписывают через суд, то у детей старше 10 лет обязательно уточнят их мнение.

Довольно часто в юридической практике встречаются случаи, когда недоношенных или обычных детей хотят прописать к бабушке и дедушке. Данный вариант можно осуществить, если все жильцы дома будут согласны с этим решением.

Особенности снятия с учета ФМС ребенка, который является собственником недвижимости


Если малыш – это собственник жилья, то алгоритм, по которому выписывают из дома, будет несколько отличаться. Обязательный характер приобретет предоставление разрешение на проведение процедуры от органов опеки и попечительства при продаже квартиры. Взамен проданной недвижимости нужно будет приобрести новый дом, при этом доля собственности малолетнего владельца или долевого собственника должна быть аналогична части в предыдущей квартире. Если взамен жилье покупаться не будет, то вырученные средства необходимо будет разместить на банковском счету несовершеннолетнего. При несоблюдении условий процедуры выписки сделка купли-продажи, обмена или составления договора дарения будет считаться ничтожной.

Чтобы оформить согласие на продажу от органов попечительства, нужно взять справку из регистрационного отдела ФМС и приложить к ней удостоверения личности родителей и свидетельство о рождении ребенка, а также правоустанавливающие документы, кадастровый паспорт на объект и договор о приобретении нового жилья.

Получив согласие на выписку от органов опеки, родители недоношенных и обычных детей могут подавать заявку в миграционный отдел с целью снять регистрацию с ребенка. Выписывают малыша в 7-дневный срок, после чего в свидетельство о рождении или паспорт ставится специальная отметка.

В любом случае, когда ребенок – это собственник жилья, снятие с регистрационного учета проводится довольно сложно. Родители, забравшие недоношенных детей из роддома, порой не успевают заняться регистрационными процедурами, поэтому могут доверить их проведение юристу. Адвокат в данной отрасли правоотношений гарантирует эффективные предложения, в зависимости от характера ситуации и конкретных обстоятельств дела. Специалист обеспечит конфиденциальность информации и безопасность данных. К юристу онлайн могут обратиться жители всех регионов страны в любое время.

Несовершеннолетний собственник всегда будет действовать через опекунов или родителей. Государство всегда внимательно осуществляет контроль за сделками, в которых замешены права и интересы ребенка.

Перспективы выписки малолетнего гражданина РФ из муниципальной квартиры


Гражданина России в возрасте до 14-18 лет, прописанного в муниципальном жилье, выписать не так просто, как может показаться на первый взгляд. Правило о том, что малыша нужно будет перерегистрировать по новому адресу остается в действии. В никуда детей не выписывают. Снятие с регистрационного учета в квартире, оформленной по договору социального найма, также проводится при наличии согласия органов опеки. Документ такого характера можно получить на основании справки из паспортного стола о прежнем месте прописки и номера лицевого счета. Также к этим бумагам нужно будет приложить:

  • договор социального найма жилья;
  • свидетельство о рождении ребенка, прописанного по указанному адресу;
  • документы, передающие право пользования помещением;
  • технический паспорт на квартиру;
  • удостоверения личности родителей.

Важно заверить органы опеки, что малыша после выписки из роддома ждет новый дом, где его можно будет прописать. Имея на руках справку разрешительного характера, родители подают заявку в органы ФМС и выписывают малыша со старой квартиры, а в течение недели после переезда прописывают на новом месте жительства.

Если на муниципальное жилье получить бумаги, передающие право собственности, т.е. оформить приватизацию, ребенок в обязательном порядке будет иметь долю в квартире.

В случае если процедура выписки или прописки на новом месте жительства будет признана ничтожной, ребенка восстановят по старому адресу регистрации, где он был прописан после роддома.

Я снялся с регистрационного учета в муниципальной квартире в районе Северное Медведково г. Москвы с двумя несовершеннолетними детьми 5 и 13 лет. Зарегистрировался с детьми в г. Мытищи, где у меня имелась 1/2 доля в собственности в 3-х комнатной квартире, где 1/2 доля принадлежит бывшей жене (матери наших общих детей). Жена прописана постоянно в другом районе Москвы в 3-х комнатной квартире района Орехово- Борисово Южное г. Москвы со своим отцом. Отец является собственником этой квартиры. Есть судебное решение Нагатинского районного суда г. Москвы об определении места жительства детей. Дети посещают школу, кружки, поликлинику в ЮАО г. Москвы. Отец бывшей жены получает ежемесячную жилищную субсидию по оплате коммунальных услуг. Бабушкинский суд принимает решение о регистрации 2-х малолетних детей к дедушке и дяде т.е. моему отцу и моему брату, но они не являются опекунами. Ни я, ни моя бывшая жена, не лишены родительских прав. Суд принял решение, сославшись на отсутствие согласия на снятие с регистрационного учета. Органы опеки не принимали участия в судебном заседании. Мосгорсуд апелляционную жалобу оставил без удовлетворения. Мой отец и брат желают снять детей в судебном порядке с регистрационного учета и поставить на учет к матери. Каким может быть судебное решение?

Консультаций: 536

Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета определен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 (далее - Административный регламент).

Согласно п. 135 Административного регламента в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

На основании п. 27 Административного регламента заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Исходя из данных пунктов Административного регламента, необходимо согласие обоих родителей от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, на снятие их с регистрационного учета по месту жительства. Заявление о снятии с регистрационного учета должно быть представлено за подписью обоих законных представителей. Отсутствие подписи на заявлении одного из родителей может быть восполнено представлением письменного согласия второго родителя на снятие ребенка с регистрационного учета (см. апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 26.03.2014 № 33-1114/2014).

Следовательно, для снятия несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, с регистрационного учета по месту жительства, требуется согласие второго родителя. Указанный вывод находит подтверждение в апелляционном определении Московского городского суда от 18.11.2014 № 33-36171.

Вместе с тем есть и противоположная правовая позиция в судебной практике (см., например, апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.04.2015 № 33-4463/2015).

Кроме этого, следует учитывать, что суды, помимо вопроса о соблюдении правил при снятии несовершеннолетнего с регистрационного учета по месту жительства, изучают вопрос о нарушении других прав несовершеннолетнего.

Например, когда снятие в регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетнего ребенка приводит к утрате им права на приватизацию и права пользования жилым помещением.

В соответствии с правовой позицией, содержащейся в апелляционном определении Московского городского суда от 02.06.2016 № 33-21423/2016, «снятие несовершеннолетней… своим отцом… с регистрационного учета из спорного жилого помещения, в котором ребенок имел равное право пользования, противоречит интересам несовершеннолетней, поскольку в силу закона родители не вправе произвольно и необоснованно ухудшать жилищные условия несовершеннолетних детей и во всяком случае, не должны приводить к лишению детей жилища, право на которое гарантированно Конституцией Российской Федерации, в силу положений статьи 65 Семейного кодекс Российской Федерации, согласно которой обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей». Аналогичная позиция содержится в постановлении президиума Московского областного суда от 18.06.2014 № 336.

Таким образом, если родственники (отец и брат), проживающие в муниципальной квартире, где вновь зарегистрированы по месту жительства несовершеннолетние дети, обратятся в суд о снятии их с регистрационного учета, то это будет нарушать право несовершеннолетних детей на участие в приватизации и право пользования муниципальной квартирой. Указанные обстоятельства могут привести к отказу в удовлетворении исковых требований.

На основании апелляционных определений Московского городского суда от 02.06.2016 № 33-21423/2016 и от 28.01.2016 № 33-3058/2016 можно сделать следующий вывод: фактическое проживание несовершеннолетнего ребенка с матерью не свидетельствует об утрате им права пользования спорным жилым помещением; невозможность пользоваться жилым помещением по не зависящим от ребенка причинам не может являться основанием для прекращения у него права пользования этим жилым помещением и снятия с регистрационного учета, поскольку в силу несовершеннолетнего возраста самостоятельно реализовать свое право пользования вышеуказанной квартирой он не может.

Спасибо

Законодательство, регламентирующее жизнеобеспечение детей, на данный момент является одним из наиболее развитых и структурированных в российской практике.

Забота о несовершеннолетних детях - приоритет любой страны.

Данный метод требует заблаговременной подачи документов в электронном формате.

Потребуется подождать одобрения.

Электронное письмо, поступившее субъекту на почту, в виде СМС или в личный кабинет, будет содержать дату, когда семье нужно явиться в миграционную службу.

Посещение необходимо для сверки оригиналов бумаг и их электронных копий, и в тот же день несовершеннолетнее лицо будет снято с регистрации.

Таким образом, устранение прописки ребенка при реализации недвижимого имущества - сложный процесс, который можно существенно упростить, если четко следовать алгоритму указанных действий. Перед началом подобной процедуры настоятельно рекомендуется получить консультацию профессионального юриста.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 2 мая 2012 г. N 11-2051


Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего Дегтеревой О.В.,

судей Лопаткиной А.С., Малыхиной Н.В.,

с участием прокурора Семеновой И.В.,

при секретаре Полуховой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лопаткиной А.С. дело по апелляционному представлению Бабушкинского межрайонного прокурора города Москвы на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 06 декабря 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы о восстановлении несовершеннолетнего Мурадяна И.С., ... года рождения, на регистрационном учете по адресу: ... - отказать. Установил:

Бабушкинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском к ОУФМС района "Южное Медведково" г. Москвы и Сергееву С.З. о восстановлении несовершеннолетнего Мурадяна И.С. на регистрационном учете по адресу: ... В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение п. 31 Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" и статьи 61 СК РФ несовершеннолетний ребенок Мурадян И.С. по заявлению его отца Сергеева (Мурадяна) С.З. без согласия его матери - Трегубовой Е.В. был снят с регистрационного учета по адресу: ... и до настоящего времени нигде не зарегистрирован.

В судебном заседании помощник Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Горяйнова Е.В. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОУФМС района "Южное Медведково" г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, дело рассмотрено в его отсутствие.

Ответчик Сергеев С.З. и его представитель Потылицын А.Л. против удовлетворения исковых требований возражали, указывая, что при снятии ребенка с регистрационного учета по адресу: ... его права нарушены не были, поскольку в спорной комнате ребенок был только зарегистрирован, фактически проживал со своей матерью по адресу: ... Ребенок вместе со своим отцом (Мурадяном С.З.) был снят с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирован по настоящее время по адресу: ...

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - Трегубова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что с регистрационного учета по адресу: ... ребенок был снят без ее согласия, что нарушает права ребенка и требования закона.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - Кургузова А.А. в удовлетворении иска просила отказать, указала, что в случае удовлетворения исковых требований несовершеннолетний ребенок будет зарегистрирован в комнате без своих родителей с чужими людьми.

Представитель органа опеки и попечительства района "Южное Медведково" г. Москвы Ковенькова Л.В. предоставила суду отзыв на исковое заявление, в котором орган опеки и попечительства района "Южное Медведково" г. Москвы заявленные требования не поддерживает, поскольку в случае восстановления на регистрационном учете малолетнего Мурадяна И.С. без кого-либо из его родителей будет нарушено требование статьи 20 ГК РФ.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит в апелляционном представлении Бабушкинский межрайонный прокурор города Москвы.

Проверив материалы дела, выслушав в судебном заседании прокурора, поддержавшего апелляционное представление, объяснения представителя ответчика Сергеева С.З. - Потылицына А.Л., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, представителя органа опеки и попечительства района "Южное Медведково" г. Москвы Ковеньковой Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Трегубова Е.В. и Сергеев (Мурадян) С.З. состояли в браке, являются родителями несовершеннолетнего Мурадяна И.С., ... года рождения.

После расторжения брака между Трегубовой Е.В. и Сергеевым С.З. несовершеннолетний Мурадян И.С. с согласия матери был зарегистрирован вместе со своим отцом Сергеевым С.З. по адресу: ..., откуда в связи с продажей данной квартиры вместе со своим отцом был снят в регистрационного учета и зарегистрирован в коммунальной квартире по адресу: ..., комната...

В связи с продажей спорной комнаты несовершеннолетний Мурадян И.С. по личному заявлению своего отца - Сергеева С.З. 21 сентября 2010 года был снят с регистрационного учета по указанному адресу и вместе со своим отцом с 27 ноября 2010 года зарегистрирован по адресу: ...

При снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка Мурадяна И.С. по адресу: ... согласие его матери Трегубовой Е.В. не истребовалось.

Жилое помещение по адресу: ..., где на момент вынесения решения суда были зарегистрированы Сергеев С.З. и его сын Мурадян И.С., ... года рождения, пригодно для проживания несовершеннолетнего Мурадяна И.С.

В настоящее время собственником комнаты N ... в коммунальной квартире по адресу: ... на основании договора купли-продажи является Кургузова А.А., которая зарегистрирована по данному адресу вместе с членами ее семьи.

Согласно п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

В силу п. 91 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 20 сентября 2007 года N ..., в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что действия должностных лиц ОУФМС района "Южное Медведково" г. Москвы по снятию с регистрационного учета несовершеннолетнего Мурадяна И.С., ... года рождения, не противоречат требованиям закона, так как действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по снятию с регистрационного учета лиц, не достигших 14 - летнего возраста, не предусмотрено обязательного письменного согласия второго родителя для снятия несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета.

В настоящее время родители несовершеннолетнего Мурадяна И.С. зарегистрированы по разным адресам, а именно: мать ребенка Трегубова Е.В. - по адресу: ..., отец ребенка Сергеев С.З. - по адресу: ...

При таком положении, правомерным является вывод суда о том, что в случае восстановления несовершеннолетнего ребенка Мурадяна И.С. на регистрационном учете по адресу: ... без кого-либо из его родителей будет нарушено требование статьи 20 ГК РФ, в соответствии с которой местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам, постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Довод апелляционного представления о том, что при снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего Мурадяна И.С. по адресу: ..., комната... и регистрации его в Т-ой обл. были нарушены жилищные права ребенка, является несостоятельным.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 02 февраля 1998 года N 4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, как предусмотрено ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательными актами субъектов РФ.

Довод апелляционного представления о том, что снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка без согласия его матери противоречит закону, был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку.

Согласно ч. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по обоюдному согласию родителей ребенка несовершеннолетний Мурадян И.С. был зарегистрирован совместно с отцом Сергеевым С.З. по месту его жительства по адресу: ...

Одновременно с переменой места жительства отцом ребенка Сергеевым С.З. несовершеннолетний был снят с регистрационного учета и зарегистрирован по другому адресу в жилом помещении, пригодном для проживания ребенка.

Правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления Сергеева С.З. о снятии несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета по прежнему адресу у ОУФМС района "Южное Медведково" г. Москвы не имелось.

Согласно ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства их родителей (одного из них) и снятие с регистрационного учета может осуществляться с согласия обоих родителей либо одного из них.

Семейным законодательством родителям предоставлены равные права по представлению интересов детей в отношениях с любыми юридическими лицами.

Действующие нормативные акты о регистрации и снятии граждан с регистрационного учета также не содержат положений о необходимости получения в данном случае согласия каждого из родителей.

Помимо этого, судебная коллегия учитывает и то, что с 29 марта 2012 года несовершеннолетний Мурадян И.С., ... года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... совместно со своей матерью Трегубовой Е.В., что подтверждается справкой отделения УФМС России по г. Москве по району Лосиноостровский от 23 апреля 2012 года.

Изложенные в апелляционном представлении доводы прокурора фактически выражают его несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 06 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление Бабушкинского межрайонного прокурора города Москвы - без удовлетворения.




02.11.2017 - Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.

Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей без учета мнения (разрешения) второго родителя.

Свой краткий Обзор судебной практики по типичным ситуациям подготовил главный научный консультант московской компании "Юридическая служба столицы", к.ю.н. :

Итак, типичные ситуации.

Ребенок зарегистрирован по месту жительства (которое совпадает с местом регистрации отца).

После прекращения брака ребенок проживает с матерью.

После отказа отца снять ребенка с регистрационного учета, мать обратилась в отдел УФМС России по одному из субъектов Российской Федерации, просила снять ребенка с регистрационного учета. В письме начальник отдела сообщил об отказе в снятии ребенка с регистрационного учета по месту жительства, поскольку отсутствует согласие отца ребенка на снятие его с регистрационного учета; заявителю рекомендовано получить такое согласие.

Мать ребенка решила обратиться в суд.

Правовая позиция УФМС: ссылаясь на положения Семейного кодекса Российской Федерации, считает, что для снятия ребенка с регистрационного учета необходимо получить согласие обоих родителей .

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Суд первой инстанции надлежащим образом установил фактические обстоятельства, и применительно к рассматриваемому делу, посчитал, что требование о получении согласия отца ребенка для снятия с регистрационного учета несостоятельно, поскольку для этого нет необходимости. Суд пришел к выводу о том, что обжалуемый ответ (с разъяснением о необходимости для снятия ребенка с регистрационного учета предоставления согласия на это отца ребенка) «фактически является отказом в предоставлении государственной услуги, и является незаконным» (решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2014 года ).

УФМС подало апелляционную жалобу.

Однако, Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда, полагала возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства относятся к сфере административно-властных отношений, участниками которых, а, следовательно, и обладателями соответствующих прав и обязанностей, являются с одной стороны гражданин, а с другой - орган регистрационного учета или должностное лицо, ответственное за регистрацию.

Вопросы регистрационного учета регламентированы Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 Правилами, которые определяют регистрацию по месту пребывания и жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер и отражающий факт местонахождения гражданина.

Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей; не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.

При этом, вышеназванные нормативные акты не содержат правил, что для снятия ребенка с регистрационного учета по месту жительства требуется согласие именно обоих его родителей. Пункт 27 Административного регламента, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, устанавливает, что заявления от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). При этом, прямо не указано, что требуется именно одновременное предоставление заявлений обоих родителей.

В рассматриваемой ситуации, отказ в предоставлении государственной услуги действительно не был основан на положениях Административного регламента.
В результате, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица УФМС - без удовлетворения (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.04.2015 г. по делу № 33-4463/2015 ).

Ещё один пример спора в современной судебной практике – в снятии с регистрационного учета и в регистрации в приобретенной квартире несовершеннолетних ТП УФМС России отказал, указывая на отсутствие согласия второго законного представителя детей – отца .

Правовая позиция УФМС: в соответствии с п. 27 приказа ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). Исходя из буквального толкования указанной нормы, для осуществления регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства необходимо согласие обоих родителей. Специальные нормы, регламентирующие процедуру снятия с регистрационного учета, не могут применяться в отрыве от иных норм, и в частности, семейного законодательства Российской Федерации, которое предусматривает равные права и обязанности родителей в решении вопросов в отношении детей, обязывает родителей заботиться и защищать своих детей.

Суд I-й инстанции удовлетворил требования заявителя.

Однако, УФМС была подана апелляционная жалоба .

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, исходила из принципа равенства прав и обязанностей родителей (п. 2 ст. 31 СК РФ), являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соответствующего соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя..
В случае спора по этому вопросу любой из родителей в силу положений п. 3 ст. 65 СК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об определении места жительства детей. Если конфликтов и несогласий нет, то и оснований для отказа нет.

При этом следует отметить, что регистрация по местожительству носит уведомительный, а не разрешительный характер (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Для проведения регистрации требуется лишь заявление и документ-основание для вселения (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право , а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

Таким образом, для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется (Решение Макарьевского районного суда от 19 декабря 2014 г.).

С учетом изложенного выше, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица УФМС - без удовлетворения (Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.03.2015 г. ).

Нарушенное право было восстановлено.

Иногда сами родители просят нарушить Правила регистрации, ошибочно полагая, что необходимо согласие обоих родителей для снятия с регистрационного учета.

Например, иск подаётся одним из родителей, действующим в интересах несовершеннолетнего ребенка, к другому родителю и Управлению по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета по месту жительства, по присуждении к исполнению обязанности восстановить регистрацию по этому месту жительства.

Однако, .

В данной ситуации, суд I-й инстанции, исследовав все обстоятельства дела, верно пришел к обоснованному выводу о правомерности действий Управления по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве (Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 года).

В соответствии с п. 27 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 № 27963), заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Также п. 114 названного Приказа, установлено, что Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них ).

В соответствии с п. 135 указанного Приказа, в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

Утверждение в апелляционной жалобе о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка .

При этом устанавливая равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (глава 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), законодатель исходил из презумпции добросовестности и разумности родителей при осуществлении ими родительских прав, что, безусловно, не исключает вероятность отклонения родителей (одного из них) от предполагаемой модели поведения. В связи с этим Законом предусмотрен специальный механизм защиты прав и интересов ребенка, субъектом которого Управление по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве не является.

Более того, учитывая ограниченные полномочия Управления по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве по регистрации/снятию с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних детей, в том числе, отсутствие у органов миграционного контроля права на розыск второго родителя для получения его согласия на снятие/регистрацию ребенка по месту жительства, а также принимая во внимание установленную Семейным кодексом Российской Федерации обязанность каждого родителя на осуществление родительских прав в соответствии с правами и интересами детей, Приказом ФМС России от 19 января 2015 года № 6114 внесены изменения в п. 114 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, согласно которым с 08 марта 2015 года (начало действия Приказа ФМС России от 19 января 2015 года) и по настоящее время регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них).

На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда считает правильным решение суда I-й инстанции, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2017 г. по делу № 33-20830 ).

Аналогичный пример, когда один из родителей просит нарушить Правила регистрации, ошибочно полагая, что необходимо согласие обоих родителей для снятия с регистрационного учета.

Так, один из родителей обратился в суд с иском к ОМВД по району Богородское г. Москвы об оспаривании действий должностных лиц, связанных со снятием с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетнего ребенка в отсутствие согласия второго родителя ребенка.

Суд I-й инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Однако, заявитель (родитель), не согласившись с судебным решением, подал апелляционную жалобу .

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда нашла решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда (решение Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года).

В частности, согласно абз. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2017 по делу № 33-36759/2017 ).


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

2. Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право , а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

3. Утверждение о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка не основано на требованиях закона .