Зависимость направлений в социальной помощи. Государство и социальная помощь

Для овладения профессиональными компетенциями бакалавр социальной работы должен знать направления, уровни, формы социальной работы и уметь применять организационно-управленческие, социально-психологические, социально-педагогические, медико-социальные и иные методы практической деятельности, общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе. Это позволит ему наиболее полно овладеть профессиональными компетенциями – социально-технологическими, исследовательскими, организационно-управленческими, социально-проектными.

Направления социальной работы можно типологизировать по различным основаниям – в зависимости от того, на кого направлена социальная работа, в каких сферах жизнедеятельности общества развивается, на решение каких социальных проблем она нацелена, каков "вектор" ее основного содержания и т.д.

Основные направления социальной работы, как правило, связывают с группами населения: социальная работа с пожилыми людьми, с инвалидами, с детьми, с молодежью, с женщинами, с сельским населением, с мигрантами и вынужденными переселенцами и др.

Социальная работа может осуществляться в различных сферах жизнедеятельности общества: социальная работа в системе социальной защиты населения; в здравоохранении, образовании, на предприятиях, в армии, в пенитенциарной системе (исправительных учреждениях для несовершеннолетних и для взрослых) и т.д.

Направления социальной работы определяются и тем, на решение каких социальных проблем она ориентирована: социальная работа по преодолению девиантности и правонарушений, по предупреждению и разрешению конфликтов, по решению проблем безработицы, бедности и т.п.

Социально-правовое (поддержка правового статуса индивида в процессе разрешения его трудной жизненной ситуации);
- социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации людей в их бытовой среде);
- социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья);
- психолого-педагогическое (развитие способностей клиента, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения индивидом социального опыта);
- социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т.д.);
- социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

Непреодолимых границ между приведенными здесь направлениями социальной работы не существует. На практике они тесно взаимосвязаны, например, в системе здравоохранения социальная работа может проводиться и с пожилыми людьми, и с инвалидами, и с детьми и т.д.; решение проблем, связанных с безработицей, включает в себя такие направления социальной работы, как социально-правовое, социально-экономическое, психолого-педагогическое и т.п.

Практическая реализация социальной работы в том или ином направлении зависит от многих факторов – социально-демографической ситуации, приоритетов социальной политики, состояния нормативно-правовой базы, региональной специфики, национальных традиций, отношения местных органов власти, достаточного финансирования, наличия материально-технической базы, подготовленности кадров, межведомственного взаимодействия, потребностей клиентов и т.п. Тем не менее, каждое из направлений социальной работы важно для ее развития и оказания всесторонней помощи нуждающимся людям.

В структуре социальной работы как практической деятельности можно выделить определенные уровни, на которых она осуществляется, и от которых зависят ее формы и методы. Вместе с тем многоуровневую структуру социальной работы можно рассматривать под разным углом зрения.

С точки зрения масштабности, социальная работа может осуществляться на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает как система определенных мер по улучшению социальной сферы общества и положения в нем людей.

Эта деятельность связана с социальной политикой страны, социальным управлением, с принятием законодательных мер, организацией инфраструктуры социального обслуживания, вопросами общественного и государственного решения социальных проблем. Она заключается в содействии и создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе; предотвращении социально-политических и национально-этнических конфликтов; выявлении категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоении источников финансирования.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся граждан в границах их места жительства (регион, город, село и т.д.).

С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством, что связано с реализацией государственной социальной политики и стратегии помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой – приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны – от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов личности (клиента). На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социальные и психологические связи индивида с социумом, группой или другим индивидом. Формы и методы помощи в этом случае достаточно широки: от предоставления индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах, в том числе в семье.

Учитывая территориальное устройство Российской Федерации, можно говорить и о таких уровнях социальной работы, как федеральный, региональный, муниципальный (местный).

Федеральный уровень социальной работы имеет предельно общие характеристики. Содержание социальной работы этого уровня определяется, прежде всего, законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защиты населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа представлена в ее широком понимании.

На данном уровне функционируют федеральные министерства и ведомства "социального профиля": труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п., а также общероссийские общественные организации, которые разрабатывают и реализуют программы для решения социальных проблем в общенациональном масштабе.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и в их адаптации к особенностям тех или иных регионов страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более конкретный, содержательный характер и предстает в ее непосредственном узком понимании.

Региональный уровень социальной работы определяется спецификой региона, его природными, культурными, экономическими, демографическими и другими показателями. На региональном уровне функционируют республиканские, краевые, областные и т.п. государственные структуры и общественные организации, участвующие в разработке и реализации социальной политики и социальной работы.

Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику реализации целей и задач социальной работы на уровне муниципальных образований: города (кроме городов федерального значения), района, села и др.

Местный уровень социальной работы определяется направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом муниципальными социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Этот уровень тесно связан с особенностями конкретного микросоциума.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни социальной работы: с индивидом, семьей, группой, жителями населенного пункта и т.д. Так, в широко распространенном "Словаре социальной работы" Р. Баркера в этот перечень включаются; индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Форма социальной работы – будучи внешним выражением содержания социальной работы представляет собой относительно ограниченную по времени и месту структуру взаимодействия объекта и субъекта социальной работы, совокупность ее приемов и средств.

К формам социальной работы относятся формы социального обслуживания населения, среди которых выделяют:

Стационарное обслуживание (оказание разносторонней социально-бытовой и иной помощи пожилым людям, инвалидам и детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания). К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся психоневрологические интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов войны и труда, инвалидов, социальные жилые дома для пожилых одиноких людей и бездетных супружеских пар, специальные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста или имеющих инвалидность с утратой способности к самообслуживанию. Для лиц без определенного места жительства и занятий (в первую очередь, пожилых людей и инвалидов) с целью оказания им социальной помощи функционируют центры социальной адаптации (предназначенные только для временного проживания). Также в системе стационарного социального обслуживания действуют дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; социальные приюты для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей и т.п. Стационарные отделения могут функционировать в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.д. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в учреждении социального обслуживания;
полустационарное (в отделениях дневного пребывания, в домах ночного пребывания). Данная форма включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание нуждающихся граждан, организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. В отделения дневного пребывания принимаются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний. Существуют также отделения дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных и малообеспеченных семей. Отделения дневного пребывания могут создаваться в территориальных центрах социального обслуживания, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям и др. Дома ночного пребывания (отделения дневного пребывания в центрах социальной адаптации, социальные гостиницы) предназначены для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий;
надомное (в отделениях социального обслуживания на дому) обслуживание предоставляется пожилым людям и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Отделения обслуживания на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения. Обслуживание может осуществляться постоянно или временно. Социально-реабилитационные учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья также могут осуществлять надомное обслуживание. Психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов и инвалидов могут создавать патронажные отделения для обслуживания клиентов на дому.

Выделяют следующие формы социальной работы с индивидом учреждений и социальных служб:

Социальные выплаты;
социальные услуги;
консультирование;
социальный патронаж;
социальное сопровождение и т.д.

В числе форм социальной работы следует также назвать опеку, попечительство (как над детьми, так и над взрослыми людьми, находящимися, прежде всего, в стационарных учреждениях социального обслуживания), приемную семью (в том числе для пожилых людей как инновационную форму оказания помощи).

В качестве форм деятельности социальных учреждений и социальных служб рассматривают и организационно оформленные способы взаимодействия с клиентом, направленные на развитие его потенциала (беседа, диалог, дискуссия и т.п.).

Социальную работу можно рассматривать не только в форме практической социальной деятельности, но и как учебную дисциплину, как сферу теоретических и эмпирических научных исследований. Рассмотрение социальной работы в этих формах позволяет классифицировать ее методы на методы практической и познавательной (исследовательской) деятельности. Они не изолированы друг от друга. В практике социальной работы активно применяются методы исследования положения клиентов, социальных проблем, состояния и развития социальных служб и т.п. Научно-исследовательская и учебная деятельность в области социальной работы никогда не обходят вниманием ее практических методов.

В целом выделяют три основных направления социальной работы с семьей: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, кото­рый требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

1) объективности;

2) взаимодополняемости и проверки получаемой информации;

3) клиентоцентризма (отношения к проблеме в соответствии с ин­тересами клиента);

4) конфиденциальности, адекватности методов и методик;

5) соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь и умения предвидеть возможные варианты его реакции на предла­гаемые действия.

Диагностика семьи – длительный процесс, который не допус­кает непродуманных выводов. Для диагностики развития семейной ситуации могут быть ис­пользованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анке­тирование, тестирование . Достаточную информацию для приня­тия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, при­меняя биографический метод и проводя анализ документации , ка­сающейся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, пред­ставлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи , в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и де­тей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Можно также установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экс­тренную, стабилизирующую, профилактическую) и аргументиро­вать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педаго­гическом паспорте.

Реабилитация – это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой прак­тике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку помощи различных видов (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов се­мьи на другие ценности, сменить их установки.

В подобных учреждениях члены семьи могут получить консуль­тацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Кроме того, реабилитационная работа специалиста социальной сферы выполняется с помощью различных процессов и методик:

· во-первых, это кризис­ные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стацио­наре, выезд в семью по показаниям супервизора);

· во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряже­ния, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные брига­ды;

· в-третьих, осуществляется патронаж (покровительство). В социальной ра­боте этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания людей некоторых категорий, тре­бующих особого внимания, в домашних условиях. Патронаж осу­ществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ре­сурсов.

Патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу. В этом случае патронаж должен начинаться задолго до окончания кур­са реабилитации в детском учреждении или кризисном центре.

Выделяют следующие этапы патронажа:

1) подготовку предварительное знакомство со всеми имею­щимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседо­вания и т.п.;

2) вступительную часть непосредственное знакомство с чле­нами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи;

3) сбор и оценку информации выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение соци­альной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты;

4) заключение резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые мо­гут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб;

5) установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охра­не прав ребенка, специалистами органов образования, здраво­охранения, управления внутренних дел и др.);

6) отчет подробное описание результатов визита в акте об­следования семьи; составление индивидуальной программы даль­нейшей работы с семьей.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях пат­ронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с вне­запной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здо­ровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вслед­ствие пожара и т.


д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограниче­ний и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жиз­ненной позиции, заменить или скорректировать прежние пове­денческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб.

В ряде случаев помимо описанных действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или от­дельными ее членами, направленная на систему семьи в целом Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

Методика социального патронажа будет рассмотрена в подразделе 3.2.

1) индивидуальный (консультирование, патронаж);

2) групповой (тренинг, проектирование);

3) общинный (социальные акции, со­циальное творчество, массовые праздники).

Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилак­тики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семей­ного воспитания показывает, что родители все больше нуждают­ся в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотноше­ний, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физио­логические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ре­бенка.

В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при ре­шении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людь­ми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Хямяляйнен Ю., например, предлагает использовать несколько пробных моделей:

· модель А. Адлера основана на сознательном и целенаправлен­ном изменении поведения родителей, других членов семьи, с уче­том принципов взаимоуважения, единения, сотрудничества, ра­венства. Задача состоит в том, чтобы научить родителей уважать уникальность ребенка, признавать его индивидуальность, обеспе­чивать неприкосновенность личности, разбираться в мотивах его поступков;

· учебно-теоретическая модель Б. Скиннера провозглашает пе­реучивание или научение родителей быстрыми темпами при по­ложительном или отрицательном подкреплении, а также при от­сутствии подкрепления. Целью программ, построенных на осно­ве данной модели, является обучение родителей умениям на­блюдать за поведением своего ребенка, анализировать и регулиро­вать его;

· модель чувственной коммуникации Т. Гордона ориентирует родителей на диалогичность общения и стремится способствовать формированию умений, во-первых, активно слушать, во-вторых, руководствоваться установкой «оба правы» и, в-третьих, давать ребенку возможность выражать собственное мнение;

· модель М. Джеймса и Д. Джонгарда основана на транзактном анализе, на признании того факта, что реагировать и действовать человек может по-разному: по-детски, по-родительски, по-взрос­лому. Умение понимать это поможет членам семьи научиться регу­лировать свои взаимоотношения при помощи уступок, компро­миссов, договоренности.

Просвещение родителей, других членов семьи как элемент про­филактики может проходить и в процессе тренингов, которые по­зволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, ре­гулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабаты­вать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуни­кативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов:

1) пролог;

2) восхож­дение;

3) выработку индивидуальных тактик, их проигрывание;

4) реф­лексию;

5) последействия.

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Социальная защита семьи имеет и определенное экономиче­ское содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник, а именно:

· обеспечение жилищ­ной помощи и субсидиарной помощи других видов;

· предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг;

· оказание меди­цинской, юридической и социальной помощи;

· льготное снаб­жение продовольствием и товарами первой необходимости;

· под­держка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства.

В данной статье представлены основные направления деятельности специалистов по социальной работе на разных этапах реабилитации наркозависимых. Рассмотрены причины и последствия злоупотребления наркотиками, а также подходы в работе с наркозависимыми.

  • Вариативность и синтез понятий, терминирующих людей с особыми потребностями в современной социальной работе
  • Социально-экономические причины в контексте роста безнадзорности детей

Применение наркотиков человеком в различных целях началось ещё в глубокой древности. Открытия, сделанные учеными в области медицины и химии в XVIII-XIXвв., усугубляли развитие наркомании как болезни, делая наркотики все более и более доступными. К сожалению, осознание того, что наркомания является тяжелейшей болезнью, приводящей к непоправимым последствиям, появилось лишь относительно недавно - в конце XIX-начале XXв .

Наркомания – это тяжелое заболевание, характеризующееся состоянием хронического отравления организма, при котором человек испытывает патологическое влечение к наркотикам.

Согласно исследованиям, наркомания возникает в большинстве случаев в подростковом возрасте, когда молодой человек наиболее уязвим и склонен к совершению необдуманных поступков. Среди причин, приводящих к появлению наркотической зависимости, выделяют: биологические, социально-педагогические, социальные и социально-культурные .

Наркотическая зависимость чревата очень серьезными последствиями, оказывающими влияние на все сферы жизни человека. Наркоману становится сложно налаживать отношения с окружающими, так как у него возникает антисоциальное поведение, вспышки гнева, агрессия, неконтролируемость эмоций, ложь и т.д. Для сферы семейных взаимоотношений характерны ссоры, конфликты, сексуальная распущенность, равнодушное отношение к детям и семье, потребительское отношение к близким, отсутствие заботы о них.

Огромное влияние наркотики оказывают на здоровье больного. Негативные последствия принятия наркотических веществ сказываются на всех системах организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной, нервной системе и др.

Также пагубное влияние наркотиков сказывается на психике человека: нарушение памяти, примитивность суждений, неспособность анализировать, низкая эмоциональность и многое другое - всё это характерно для наркозависимого человека.

Для наркоманов характерно равнодушное или отрицательное отношение к работе, вызванное низкой трудоспособностью, что приводит к трудностям в самореализации и отсутствию средств к нормальному существованию. Это вынуждает наркомана заниматься криминальными видами деятельности.

Самым опасным последствием наркомании является склонность к суициду.

Реабилитация в наркологии получила следующее определение – это цельная система психологических, медицинских, образовательных, воспитательных, социальных, трудовых мер, правовых, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ, вызывающих зависимость . Из определения можно заключить, что реабилитация наркоманов требует комплексного подхода и интеграции методов различных направлений.

Роль социальных работников в вопросах первичной профилактики наркомании, реадаптации и реабилитации наркозависимых и в целом в вопросах помощи больным наркоманией чрезвычайна высока.

Реабилитацию наркозависимых можно разделить на несколько этапов: домедицинский, медицинский, медико-социальный.

На домедицинском этапе специалисты по социальной работе:

  • проводят первичную профилактику зависимости от наркотиков (лекции о вреде наркотиков и т.д.);
  • выявляют лиц, входящих в группу риска;
  • помогают в привлечении к лечению лиц, которые в нем нуждаются, а также устанавливают связь с их семьями, оказывают им консультативную и другую помощь.

На медицинском этапе клиент оказывается в поле деятельности врачей, но помимо помощи мед.персонала клиенту оказывается поддержка со стороны специалистов по социальной работе, а именно:

  • они принимают участие в тренингах (тренинги на коррекцию поведения, коррекцию самооценки и другие);
  • формируют семейные группы и принимают участие в семейной психотерапии;
  • совместно с пациентами ищут способы решения накопившихся социальных проблем (правовые, жилищные проблемы и др.) .

На медико-социальном этапе специалисты по социальной работе плотно взаимодействуют с мед.персоналом. Основные направления их совместной деятельности:

  • формирование у больного стабильной мотивации на активное вовлечение в реабилитационный процесс;
  • реализация совокупности мероприятий, направленных на устранение возможности рецидива болезни;
  • поднятие уровня социального функционирования клиента;
  • укрепление здоровья больного путем обучения основам ЗОЖ.

На сегодняшний день в практике социальной работы сформировались 3 основных подхода работы с наркозависимыми:

  1. Поведенческие подходы . Они направлены на изменении негативного или формировании позитивного поведения пациента.
  2. Инсайт-ориентированные подходы . Для примера можно взять клиентцентрированную терапию. Она нацелена на активность самого пациента и содействует в разрешении его проблемы с минимумом причастности со стороны терапевта. Согласно этой теории, сам пациент стремится к выздоровлению, а функция специалиста заключается лишь в том, чтобы правильно применить это стремление и направить пациента на нужный путь.
  3. Группы самопомощи . Они основаны на взаимопомощи людей, имеющих похожие проблемы (группы Анонимных Наркоманов). Данные группы используют принципы программы 12-ти шагов. В ходе реализации этих принципов пациенты делятся опытом того, как научиться жить без наркотиков .

Помимо оказания социальной, правовой, психологической и других видов помощи наркозависимым, важным направлением в работе специалиста является то, что он должен помочь наркоману осознать особенности его болезни. Кроме того, специалист по социальной работе обязан оказать поддержку больному и его семье в понимании того, что можно вылечиться и жить дальше полноценной жизнью.

Несмотря на достаточно ощутимый период существования в нашем обществе проблемы наркомании, вопрос её решения остается актуальным.

Процесс лечения и реабилитации наркозависимого человека- это очень долгая, сложная и дорогая работа. В настоящее время необходимы доработки в системе помощи таким клиентам. Необходимы разработка и внедрение новых технологий, взаимодействие специалистов разных направлений, а также создание условий, в которых излечение человека было бы наиболее достижимым. Поэтому изучение данной темы, рассмотрение её различных аспектов, проведение исследований в данной области является чрезвычайно важным в современном обществе.

Список литературы

  1. Анафьянова, Т. В. Особенности социально-медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: учебное пособие / Т. В. Анафьянова. – М.: Академия естествознания, 2011. - 223 с.
  2. История развития реабилитации наркозависимых [Электронный ресурс] : Собрание статей / Социальная работа. - 2010. - Режим доступа: http://soc-work.ru/article/522. – Загл. с экрана.
  3. Прусс, М.С. Как избавиться от наркотической зависимости: Скажи наркотику «прощай» / М.С. Прусс, Л.Л. Кельин, Ю.Л. Мучник, В.М. Володин. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002. - 160 с.
  4. Социальная работа с наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации [Электронный ресурс] : Специальный проект РИА «Время Н». Всем миром против наркоагрессии. - Режим доступа: http://antinark.vremyan.ru/law/sotsialnaja_rabota_s_narkomanami_texnologija_lechenija_i_sotsialnoj_reabilitatsii. - Загл. с экрана.
  5. Специфика социальной работы с наркозависимыми [Электронный ресурс] : Социология: современные тенденции. - Режим доступа: http://www.sociodone.ru/codos-69-1.html. - Загл. с экрана.
  6. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - М.: Академия, 2002.- 192 с.

Основные направления социальной работы

В своей совокупности эти направления представляют собой социальную работу как что-то целое, систему, выступая ее структурными элементами (компонентами).

В свою очередь, каждая из них представляет собой нечто законченное, подсистемы целого - социальной работы.

1. Социальный диагноз в социальной работе означает изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, общности, их состояний (материального, психического, духовного), определение форм и методов работы с ними.

2. Социальная реабилитация представляет собой реализацию комплекса мер (медицинских, юридических, социальных, психологических, педагогических), нацеленных на восстановление основных социальных функций личности, социальной группы (здоровья, социального статуса и т.д.), их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества.

3. Социальную профилактику можно определить как систему мероприятий по охране здоровья, продления жизни, обеспечению условий для активного участия индивидов, семей, групп в жизни общества, выполнения ими различных социальных ролей.

4. Социальный контроль применительно к социальной работе представляет собой одну из социальных функций гражданского общества, заключающуюся в надзоре за соблюдением государственными хозяйственными, общественными организациями законности, соблюдения прав граждан, в том числе в области их социальной поддержки, защиты и помощи.

5. Социальное страхование как одно из важнейших направлений в социальной работе означает систему социально-экономических отношений, при которых за счет взносов предприятий, организаций и населения создаются страховые фонды, предназначенные для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам или их семьям помощи при наступлении определенных событий в их жизни, являющихся предметом страхового договора.

Принципы и стандарты этического поведения социального работника

Международная Декларация этнических принципов социальной работы

Принципы

Социальные работники служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

· Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

· Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

· Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

· Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

· Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

· Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

· Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

· Социальные работники соблюдают принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

· Предполагается, что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

· Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

· Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие

· действия, направленные на угнетение людей.

· Социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с «Международными этическими стандартами социальных работников», принятыми их национальными

· организациями.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Основные стандарты этического поведения

· Стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.

· Придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности.

· Признавать профессиональные и личностные ограничения.

· Поощрять использование соответствующих знаний и навыков.

· Применять соответствующие методы для развития (утверждения) знаний.

· Вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе.

· Определять и описывать социальные потребности.

· Определять и описывать основу и природу индивидуальных, групповых, общинных, национальных и интернациональных социальных проблем.

· Определять и описывать содержание профессии социального работника.

· Выяснять, были ли публичные заявления и действия сделаны социальным работником от своего имени или он выступал в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства, организации или другой группы.

Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам

· Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

· Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касающейся его.

· Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов.

· Профессиональные службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.

· Помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей.

· Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развитии их интересов.

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями

· Работать и/или сотрудничать с теми агентствами и организациями, политика и деятельность которых направлены на осуществление услуг и профессиональной деятельности в соответствии с этическими принципами МФСР.

· Ответственно выполнять установленные цели и функции агентств или организаций, внося свой вклад в развитие социальной политики, методологии и практики с целью со здания лучших стандартов.

· Нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике, методике и практике через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы.

· Обеспечивать профессиональную отчетность перед клиентом и обществом относительно эффективности работы в форме периодических обзоров предоставляемых услуг.

· Использовать все возможные этические средства для прекращения неэтичной деятельности, когда политика, методы и практика находятся в прямом конфликте с этическими принципами социальной работы.

Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами

· Признавать образование, подготовку и осуществление социальной работы (коллег и представителей других дисциплин), всемерно расширяя с ними сотрудничество, которое может способствовать повышению эффективности предоставляемых услуг.

· Признавать правомерность наличия собственного мнения у коллег и других профессионалов относительно практики социальной работы; необходимо выражать

· критику в корректной форме.

· Использовать и создавать возможность обмена знаниями, опытом, идеями со всеми коллегами по социальной работе, профессионалами из других областей, добровольцами, способствовать взаимообогащению и улучшению совместной деятельности.

· Привлекать внимание соответствующих учреждений внутри и вне профессии к нарушениям профессиональной этики и стандартов и следить, чтобы соответствующие клиенты были должным образом включены в эту деятельность.

· Защищать коллег, если с ними обходятся не справедливо.

Стандарты по отношению к профессии

· Сохранять ценности, этические принципы и методологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование.

· Придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их.

· Защищать профессию от несправедливой критики и стремиться к утверждению идеи о необходимости профессиональной практики.

· Осуществлять конструктивную критику профессии, ее теории, методов, практики.

· Содействовать появлению новых методов и подходов, необходимых для отклика на новые и уже существующие потребности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Направления и формы социальной пом ощи малообеспеченному населению

Введение

Социальная защита малообеспеченным слоям населения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем в социальной политике. На данный момент в Кыргызской Республике довольно большая часть населения, уровень доходов у которых ниже установленного прожиточного минимума. А ведь от этого страдает и экономика страны в целом, и каждый гражданин, живущий в Кыргызской Республике. Тем более что у нас в стране предложенная социальная поддержка от государства не настолько хороша и эффективна, как хотелось бы ее видеть.

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

1. Социальная помощь

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Главной целью социальной помощи является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики.

Прямые формы помощи:

Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в следующих формах:

Ш Д енежные выплаты .

Главной формой прямой социальной помощи является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования.

К денежным выплатам относятся:

Ш Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов, бюджетной системы КР.

Ш Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Ш Социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами.

Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

В подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда.

Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.

Ш Неденежная (натуральная) помощь

Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива)

Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.

Многие из их представителей отличаются не только относительно низким уровнем дохода, получаемым по линии социального обеспечения, но и плохим состоянием здоровья, физической немощью и др. Немалая их часть не живет в семье и не может рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования их получателей.

Одно из таких направлений осуществляется через нестационарные учреждения, находящиеся главным образом в ведении Министерства социальной защиты населения. К ним, прежде всего, относятся центры социального обслуживания. Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым.

Другое направление социально бытовой-помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах. Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.

Наряду с тремя перечисленными, основными, практикуются и другие виды социально-бытовой помощи. Они касаются как всей группы наиболее беззащитных и малообеспеченных, так и ее отдельных категорий. В переходный период получили распространение самые разнообразные проявления социальной помощи.

Натуральная помощь обычно сводится к прямому распределению предметов первой необходимости среди особо нуждающихся.

Важным проявлением натуральной помощи является бесплатное питание на постоянной или эпизодической основе.

социальный малообеспеченный население

2. Социальная защита

В последнее время все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения. Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций).

Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения.

Социальной защита одно из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную.

Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной - специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие.

Вообще, понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически вошел в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций

Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

Социальная защита является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

3. Система социальной защиты в Кыргызской Республике

Социальный Фонд КР является государственным органом, ответственный за управление системой государственного социального страхования. Он обеспечивает управление средствами страховых взносов на государственное социальное страхование, назначение и выплату пенсий и других социальных пособий, регистрации личных страховых счетов граждан, а также, Социальный Фонд КР участвует в разработке государственной пенсионной политики.

Главной задачей Социального фонда КР является:

Ш повышение эффективной работы по сбору страховых взносов;

Ш контроль над погашением текущей и просроченной задолженностей предприятий и организаций по страховым взносам;

Ш обеспечение своевременной выплаты пенсий и регулярное их повышение.

Социальный фонд Кыргызской Республики был образован Указом Президента Кыргызской Республики в 1993 году. C созданием Социального фонда появился принципиально новый механизм финансирования выплаты пенсий, пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджет и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. В конце 1997 года был принят и вступил в действие первый закон, о трудовых пенсиях основанный на страховых принципах Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании», который предопределил дальнейший курс на переход от системы государственного пенсионного обеспечения к государственному социальному страхованию. Пенсии были разделены на базовую и страховые части. При расчете базовой части пенсии в расчет берется общий трудовой стаж, первая страховая часть рассчитывается на основании трудового стажа и среднемесячной заработной платы до 01.01.1996 г., а вторая страховая часть на основании страхового стажа и произведенных страховых отчислений после 01.01.1996 года.

В настоящее время в системе персонифицированного учета зарегистрировано свыше 3 млн. граждан. Социальный фонд ежегодно предоставляет гражданам годовую выписку из личных страховых счетов. Это позволяет гражданам самим контролировать состояние личных страховых счетов, заранее подсчитать размер второй страховой части пенсии и повышает уровень их заинтересованности и участия в государственном социальном страховании. Размеры пенсий, согласно Указам Президента Кыргызской Республики, повышаются каждый год. Основным источником формирования бюджета Социального фонда являются страховые взносы. Социальный фонд обеспечивает сбор страховых вносов, администрирует ими, осуществляет финансирование расходов связанных с выплатой государственных пенсий. За последние годы Социальный фонд значительно увеличил объем роста страховых взносов по сравнению с прошлыми годами. Достигнутый уровень собираемости страховых взносов позволяет финансировать текущие выплаты пенсии без задержек и задолженностей.

Социальный фонд Кыргызской Республики состоит из Центрального аппарата и 53 районных и городских управления. Кадровый состав Социального фонда укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, имеющими, как правило, высшее образование.

В своей работе СФ КР руководствуется следующими законами:

Ш Закон «О Социальном фонде Кыргызской Республики»,

Ш Закон «О государственном социальном страховании в КР»,

Ш Закон «О тарифах на государственное социальное страхование»,

Ш Закон «О государственном пенсионном социальном страховании»,

Ш Закон «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан КР в целях социальной защиты», и др.

В 1990-е годы в Кыргызстане сложилась система социальных льгот и пособий, перешедшая из советских времен, которая была неэффективной и неадресной. Кыргызская Республика приступила одной из первых в Содружестве Независимых Государств к реформе системы социальной защиты, которая проводилась в 1995-1998 годах. Итогом реформы явилось внедрение новой модели социальной защиты населения, предусматривающей адресный подход к наиболее уязвимым группам населения и адекватность выплат гражданам, имеющим на них право. Сегодня социальная защита населения реализуется с помощью шести инструментов:

Ш ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей (далее - ЕПМС);

Ш ежемесячное социальное пособие для нетрудоспособных граждан (далее - ЕСП);

Ш пенсии нетрудоспособным гражданам;

Ш денежные компенсации взамен льгот;

Ш социальные услуги, предоставляемые уязвимым категориям населения;

Ш выплаты по социальному страхованию работающим гражданам.

Законодательство предусматривает назначение и выплату двух основных видов государственных пособий - ЕПМС и ЕСП. Первое пособие (ЕПМС) направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию разрыва в доходах наибеднейших семей, имеющих детей, до уровня гарантированного минимального дохода (далее - ГМД). С 2010 года ЕСП назначается по категориальному принципу, независимо от среднедушевого совокупного дохода семьи, получателями его являются нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение. В 2010 году средний размер ЕПМС составил 235 сомов, а средний размер ЕСП - 1503 сома.

На сегодняшний день в стране проживает 444,4 тыс. пожилых граждан, что составляет чуть более 8% от всего населения республики.

Для пособий пожилым людям 2007 годы выделялось из бюджета 2 млрд сомов, а в 2013 году этот показатель достиг 7 млрд сомов. Также выросли расходы государства для пособий по социальному обеспечению в 7 раз, то есть с 2 млрд сомов в 2007 году до 13 млрд сомов в 2013 году.

4. Социальная за щита семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Сегодня 404,5 тыс. детей, или 18,4% всех детей страны охвачены социальной защитой. Структура социальной помощи детям, находящимся в разных трудных ситуациях, характеризуется следующей картиной:

Ш дети, получающие пособия по малообеспеченности, - 362,1 тыс. человек (около 16% детей республики);

Ш дети, получающие социальные пособия - 22,4 тыс.;

Ш дети, находящиеся в интернатных учреждениях, - более 20,0 тысяч.

На протяжении многих лет одной из трудноразрешимых проблем остается недостаточность размеров предоставляемых детям выплат. Уровень дохода, гарантированного каждому ребенку из малообеспеченной семьи, несмотря на неоднократные повышения, доведен в 2010 году лишь до 10% от прожиточного минимума на ребенка и составил 310 сомов. С июля 2011 года ГМД установлен в размере 370 сомов.

Количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, составляет более 20 тысяч, 88% из которых имеют биологических родителей или родственников. При этом численность детей ежегодно увеличивается на 1000 человек.

В настоящее время на содержание одного ребенка в интернатном учреждении государство в среднем тратит около 7,0 тыс. сомов в месяц, тогда как выплата государственных пособий составляет в среднем от 250 сомов до 3,0 тыс. сомов. Большинство государственных интернатных учреждений финансируется из республиканского бюджета, из которого лишь 3% средств направляется на предоставление услуг детям, а основная их доля - на административные расходы, коммунальные услуги, амортизацию и ремонт старых больших зданий.

В настоящее время в республике насчитывается около 50,9 тыс. работающих детей, из которых 50% не посещают школу. Как правило, они вовлечены в рынок неквалифицированной рабочей силы. Отсутствие образования в будущем ограничит доступ таких детей к хорошо оплачиваемой работе и приведет к бедности их семей.

5. Социал ьная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2006 году 120 странами - членами ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. В Кыргызстане на протяжении многих лет идут споры о возможности присоединения к данной Конвенции, тем самым приняв на себя ряд обязательств по защите прав и свобод ЛОВЗ.

На сегодняшний день отсутствует полная информация о количестве проживающих в республике людей, имеющих статус ЛОВЗ. Вместе с тем, по имеющимся данным, общий уровень инвалидности в республике составляет около 2,4% от всего населения (133,4 тысячи человек). Данный факт свидетельствует о недостаточном охвате или недостаточном учете всех ЛОВЗ действующей системой. В соответствии с законодательством среди ЛОВЗ выделяют следующие категории:

Ш дети с ОВЗ - к ним относятся несовершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения до исполнения восемнадцатилетнего возраста;

Ш ЛОВЗ с детства - совершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения до исполнения восемнадцатилетнего возраста;

Ш ЛОВЗ от общего заболевания - совершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в совершеннолетнем возрасте.

В республике около 133,4 тыс. ЛОВЗ получают пенсию (61% ЛОВЗ) либо социальное пособие (39% ЛОВЗ) по инвалидности, размеры которых, несмотря на неоднократные повышения, недостаточны для нормального существования. Так, по состоянию на 1 января 2010 года средний размер пенсии по инвалидности составил 2170 сомов, что соответствует 66,5% от прожиточного минимума (3263 сома), а средний размер социальных пособий - 1503 сома или 42,1% от прожиточного минимума.

Важнейшими задачами по уменьшению бедности являются:

1) более быстрый рост реальной заработной платы;

2) становление и укрепление среднего класса;

3) сокращение межрегионального неравенства в доходах населения и численности бедных, учитывая зоны бедности, «новых бедных», экономическую бедность, устойчивую бедность;

4) разработка комплексных, федеральных и региональных целевых программ, снижение бедности, повышение уровня и качества жизни.

Решение этих задач будет эффективным в том случае, если оно будет осуществлено по следующим направлениям:

a) создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

b) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации и т.д.);

c) противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.

Преодоление бедности - первоочередная задача не только нашей страны, но и целевая установка международных организаций для 3-его тысячелетия.

Заключение

Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

Ш полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

Ш потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

Ш изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

Ш неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Основной задачей социальной работы, становится развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Поскольку, даже в наше время, ощущается необходимость в дальнейшей разработки теоретических и практических основ комплексной системы социальной защиты, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения. Концепция социальной защиты населения должна опираться на идею о том, что система социальной защиты является одной из главных составляющих процесса воспроизводства, не только населения, но и всего экономического потенциала страны.

Список использованной литературы

1. Альперович В.Д. и др. Социальная защита населения. М.:, 2004 г.

2. Финансы. Учебник. Белозеров С.А, Горбушин С.Г.М.: 2002 г.

3. Медведева Л.Ф. Социальная защита молодежи. Мн.: АУ, 2000 г.

4. Бектенова Д.Ч. Финансы, денежное обращение и кредит. Б.: - 1999 г.

5. Прошин В.М. Развитие системы социальной защиты населения н. М.: 2006 г.

6. Закон КР о Социальном фонде.

7. О Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы

8. http //www.google.kg

9. http //www.google.ru

10. http //www.stat.kg

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики; история социальной политики в сфере помощи малообеспеченным слоям населения. Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи, денежные формы социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2010

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Формирование системы социальной помощи. Изучение ее законодательной и финансовой почвы. Особенности управления социальной сферой в Российской Федерации. Виды, размер и порядок назначения государственной помощи наиболее незащищенным группам населения.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства. Формы осуществления социального обеспечения. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения. Государственная адресная социальная помощь.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. Центр социальной помощи семье, детям. Социальные дома для одиноких престарелых. Геронтологические и кризисные центры для женщин. Перспектива развития социальной защиты населения России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Основные группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Основополагающие принципы социальной политики России. Приоритетные направления адресной поддержки. Экономико-математическое моделирование.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в системе здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Контроль качества предоставления медицинской помощи. Основные направления медико-социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Положение Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Жигаловскому р-ну. Финансирование мероприятий по содействию населению. Совершенствование системы социальной защиты, проблемы и принципы ее построения.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Место социального партнерства в рыночной экономике. Поддержка бедных слоев населения как направление в социальной политике. Роль социальной защиты в обеспечении социальной справедливости. Проблемы системы социальной защиты в Республике Беларусь.