Система оценивания в университете. Бально-рейтинговая система

Статья. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Ф.И.О. учителя: Аржакова Нюргуяна Прокопьевна

Место работы: МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа

имени А.Г. Чикачева»

п. Чокурдах Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия)

Балльно - рейтинговая система оценивания знаний учащихся Рассматриваемая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения учащихся относительно друг друга. Уже по истечении двух-трех месяцев можно выделить лучших и худших учеников, что дает учителю мощный рычаг позволяющий поощрить учеников, набравших высокие баллы. В своей личной практике я использую такой вид поощрения, как «освобождение от контрольной работы», т.е. учащимся-лидерам оценки за четверть выставляются «автоматом».

Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы учеников по прогностическому показателю: претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех учеников, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение.

На первый взгляд может показаться, что ученики, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Ученик, занявший определенное место в групповом табель рейтинге, не хочет перемещаться вниз, так как это воспринимается как его личная неудача.

Использование рейтинговой системы, приводящей к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление учеников к приобретению знаний, что приводит к повышению качества усвоения материала. Балльно-рейтинговая система хорошо работает в средних и в старших классах, когда у ребят наступает период становления личности, когда учебу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

Суть рейтинговой системы состоит в том, что, начиная с начало учебного года и до его окончания, полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности, суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет четвертные и годовые «пятибалльные» оценки. Чтобы это сделать, параллельно с каждой работой учитель ставит баллы, которые необходимо набрать для получения отметок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Эти баллы также суммируются.

Все результаты удобно вносить, помимо журнала (естественно, что в него ставятся «округленные» оценки) в компьютерную базу данных. Данная программа позволяет эффективно использовать балльную систему, так как она экономит время при подсчете баллов, оперативно получать информацию о рейтинге каждого ученика на любой момент времени, реализовать стимулирующую функцию рейтинга.

    Каждое посещение урока оценивается в 5 баллов. Причем балл не учитывается, если ученик опоздал на урок, то есть со звонком по журналу отмечаются те учащиеся, которые присутствуют в классе;

    Решение задачи – 15 баллов;

    Ответ у доски – 10 баллов;

    Ответ с места – 5 баллов;

    Оценивание опорных конспектов производится в 10-балльной системе.

    Диктант – 5 баллов за каждый вопрос. Обычно проводится после изучения новой темы для закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала;

    Самостоятельные, контрольные, зачеты оцениваются по 30 баллов следующим образом. Эти баллы делятся на количество заданий, включенных в работу, и распределяются по уровню сложности каждого задания;

    Рефераты, доклады . Учитывается их оформление, содержание, список использованной литературы, все это в сумме оценивается в 30 баллов. Ко всему этому, при желании учащегося допускается его «защита», то есть ученику необходимо рассказать всему классу о проделанной работе, также ответить на вопросы учителя и одноклассников;

    За ведение тетради. Обычно раз в две недели ученики сдают на проверку свои тетради. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие полей, даты, вида работы и т.д.) ученику выставляется до 5 баллов.

Порядок выставления итоговой оценки за четверть, зависит от набранных баллов в ходе этого времени и дает возможность оценить труд школьника по следующим соотношениям:

За четверть : «отлично» - 600 и более;

«хорошо» - 500 –550 баллов;

«удовлетворительно» - 400-450 баллов;

«неудовлетворительно» - меньше 300 баллов

Все критерии оценивания были согласованы вместе с учениками. Памятка дается каждому ученику в начале изучения предмета. Все внимательно изучают возможности, плюсы и минусы рейтинговой системы. Затем на протяжении нескольких недель жестко соблюдаются все требования. Три-четыре недели проходят быстро, ученики привыкают к предъявленным требованиям и уже сами требуют от учителя большего внимания. Также существуют «негласные законы» по поведению учащихся, т.е. «штрафные баллы» могут быть вычтены на уроке, например, если ученик при выполнении работы пользуется калькулятором, отсутствует тетрадь или учебник.

В дополнении, хочу отметить некоторые «плюсы» и «минусы» данного эксперимента. Во-первых, стало меньше споров: не хочу «3», не хочу «4». Учащиеся сами видят, что оценка объективна и добросовестные учащиеся в более выгодном положении. Возник очень важный момент: нужно обязательно вводить жесткий контроль для принятия задолженности учеников. Например, пропущенные по уважительной причине работу или не полностью выполненную в течение занятия можно сдать в семидневный срок. Значительно увеличились затраты времени учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снизилась, хотя не полностью. Очень важно вести точный учет выполненных заданий.

На практических работах расписываюсь за каждое выполненное задание, а потом выставляю баллы в рейтинговую таблицу. Традиционные системы контроля и оценки знаний, умений учащихся «грешат», по-моему, мнению, одним существенным недостатком. Этот недостаток состоит в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе. Основная ее особенность заключается в передаче «нитей» контроля от преподавателя к учащемуся. В рейтинговой системе ученик сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует «отличников», «хорошистов», а есть первый, второй, десятый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать ученика на уроках и в послеурочное время. Я удовлетворена первыми результатами и считаю, что рейтинговая система оценивания знаний направлена на повышение уровня усвоения материала.

Список литературы :

1. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов - М.:ФИРО - 2006 -184с.

2. Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке" - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения - 2008. - Сб. 6 - Ч.1 - С.255 – 258

3. Левченко Т.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9 – С. 55-56

4. Алисова Е.А., Шишкина Т.В,Куренко О.В. Статья "Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения" http://festival.1september.ru/articles/528916/

С 2008-2009 учебного года в нашем университете введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая несколько изменила привычные представления студентов об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

Для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

Итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

ВНИМАНИЕ: важное условие балльно-рейтинговой системы - своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

Нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Нормативный рейтинг дисциплины зависит от длительности освоения дисциплины и составляет 50 баллов, если дисциплина изучается в одном семестре, 100 баллов - если дисциплина изучается в двух семестрах, 150 баллов - если дисциплина изучается в трех семестрах, и т.д. По каждому виду контроля также есть свой нормативный рейтинг, например, для текущего и рубежного контроля – по 30% от нормативного рейтинга дисциплины, для итогового контроля (зачетов и экзаменов) – 40 %;

Проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга, например, 25,1 баллов для дисциплины с нормативным рейтингом 50 баллов; 50,1 баллов – для 100-балльной дисциплины; 75,1 баллов – для 150-балльной дисциплины и т. д. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;

Пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля. Пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля;

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляе¬мое к оценке, - в традиционной системе реализует¬ся не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Текущий контроль;

Рубежный контроль (коллоквиумы, тестирование, курсовые работы и т.п.);

Итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

Рекомендуемый объем рейтинга составляет: за текущий контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме и др.

Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет кафедра. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование.

Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где

Сколько баллов и за что выставляется? Соотношение оценок по видам контрольных мероприятий в рамках изучения конкретной дисциплины устанавливает кафедра при разработке графика изучения дисциплины.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить ее рейтинговую структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу или этап контроля, довести до сведения учебной группы информацию о проходном рейтинге, сроках, формах и максимальных баллах контрольных мероприятий по дисциплине, а также сроках и условиях их пересдач в текущем семестре.

После того, как студентами выполнено задание текущего контроля или пройдено рубежное тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинговую ведомость (она дополняет журнал успеваемости, но не заменяет его!). При неудовлетворительном ответе студента на контрольной точке, его отказе отвечать или просто неявке на контрольное мероприятие в рейтинговую ведомость выставляется 0 баллов.

Для допуска к сдаче зачета/экзамена по дисциплине необходимо выполнение следующих условий:

Должен быть выполнен объем аудиторных занятий (включая посещение лекций), предусмотренный учебным планом.

Для того чтобы быть допущенным к сессии, фактический семестровый рейтинг по каждой изученной в семестре дисциплине должен быть более 50% от ее нормативного семестрового рейтинга. В этом случае студент получает в зачетную книжку «выполнено» по изученным дисциплинам.

Если набранный в семестре рейтинг по дисциплине 50% или менее 50% от ее нормативного семестрового рейтинга, но более 15% от нормативного рейтинга семестрового контроля, студент может «добрать» недостающее количество баллов на пересдачах контрольных мероприятий. Напоминаем, что при пересдачах даже при блестящем ответе невозможно получить максимальный балл, установленный для данной контрольной точки, из-за того, что часть баллов, как правило, снимается кафедрой (исключение – пропуск занятия по уважительной болезни). Поэтому к освоению учебного материала надо подходить основательно, чтобы сдавать контрольные точки с первого раза.

Если студент из-за регулярных пропусков контрольных точек или систематической неуспеваемости набрал в семестре низкий рейтинг (15% или менее 15% от нормативного семестрового рейтинга дисциплины), он не допускается к пересдачам контрольных точек, считается не освоившим дисциплину и отчисляется из университета.

И еще одно условие: высокий рейтинг студента по итогам контрольных мероприятий не освобождает его от обязанности по посещению лекционных, семинарских и практических занятий, которые, в случае пропуска, должны быть отработаны в обычном порядке (не путать с пересдачей контрольных мероприятий!).

После зачета/экзамена в рейтинговую и экзаменационную ведомости вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть итоговый фактический рейтинг по дисциплине. Он выражен в баллах (допустим, от 28 до 50). К сожалению, в зачетки и приложение к диплому надо выставлять балл по принятой в России традиционной шкале: отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно. Поэтому после того, как баллы будут внесены в рейтинговую ведомость, осуществляется пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале в соответствии с приведенной ниже схемой:

(в % от макс. балла за дисциплину)

85,1 - 100 % Отлично

65,1 – 85 % Хорошо

50,1 – 65 % Удовлетворительно

0 % Неудовлетворительно

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Помните: время – тоже один из критериев оценки!

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.

Деканаты по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте университета сводные рейтинг-листы, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга – всегда престижно.

​Памятка студенту


Распределения студентов по профилям (в рамках направления подготовки бакалавра на факультете),

Распределения на практику с возможностью последующего трудоустройства,

Направления на стажировку,

Предоставления общежития иногородним студентам,

Преимуществ при участии в конкурсном отборе в магистратуру по аналогичной образовательной программе.

  1. Учебный рейтинг – max 100 баллов (по дисциплине)

    Посещение учебных занятий (max 20 баллов)

    Результаты освоения каждого модуля учебной дисциплины (текущий и рубежный контроль) (max 20 баллов)

    Промежуточная аттестация (экзамен, зачет с оценкой, зачет) (max 40 баллов)

    Посещение учебных занятий оценивается накопительно следующим образом: максимальное количество баллов, отводимых на учет посещаемости (20 баллов), делится на количество занятий по дисциплине. Полученное значение определяет количество баллов, набираемых студентом за посещение одного занятия.

    Промежуточная аттестация проводится либо на последнем практическом занятии (зачет с оценкой или зачет), либо в соответствии с расписанием в экзаменационную сессию (экзамен). Для допуска к промежуточной аттестации необходимо набрать в общей сложности не менее 30 баллов, успешно пройти рубежный контроль по каждой дисциплине (не иметь задолженностей по текущей успеваемости).

    ¤ студент может быть освобожден от сдачи промежуточной аттестации (зачета, зачета с оценкой или экзамена), если по итогам посещаемости, результатам текущего и рубежного контроля и творческого рейтинга он набрал не менее 50 баллов. В этом случае ему выставляется оценка «зачтено» (при зачете) или оценка, соответствующая набранному количеству баллов (при зачете с оценкой или экзамене) при согласии студента.

    ¤ преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, возможности получить поощрительные баллы, форме промежуточной аттестации.

    ¤ студенты имеют право в течение учебного модуля (семестра) получать информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов. Преподаватель обязан предоставлять старосте группы данную информацию для ознакомления студентов.

    В традиционную четырехбалльную

Участие в конкурсах студенческих научных работ;

Выступление на конференциях;

Участие в олимпиадах и конкурсах;

Участие в научной работе по тематике кафедры и работа в научных кружках;

определяется деканатом совместно со студенческим советом факультета и куратором группы 2 раза в год по итогам семестра (не может превышать 200 баллов). Характеризует активность участия студента в общественной жизни университета и факультета.

Суммарный учебный рейтинг рассчитывается как сумма произведений полученных баллов по каждой дисциплине (по 100-балльной системе) на трудоемкость соответствующей дисциплины (т.е. Объема часов по дисциплине в зачетных единицах), за исключением дисциплины «физическая культура».

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

Контент страницы

Согласно «Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в Финансовом университете» Приказ от 23.03.2017 №0557/о и пункту 2.4 Приложения №1 к данному Положению кафедрой «Системный анализ в экономике» утвержден единый стандарт балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающегося:

«…Критерии балльной оценки включают качество подготовки обучающихся к семинарским занятиям, выполнения различных видов самостоятельной работы (при этом результаты регулярно проводимого экспресс- ­контроля успеваемости обучающихся должны составляют не менее 50% балльной оценки), а также посещение аудиторных занятий (не более 15% балльной оценки).

Для обязательных дисциплин:

Текущий контроль успеваемости по всем изучаемым дисциплинам программ бакалавриата очной формы обучения с подведением итогов в период с 01 по 10 ноября и с 01 по 10 апреля учебного года и на конец каждого семестра.

20 баллов максимум за каждый период

3 балла (15% от максимальных 20 баллов)
предусмотренные профилем РУП обучающегося) 10 баллов (не менее 50% балльной оценки)
7 баллов
Всего 20 баллов за каждую аттестацию (20*2=40)
Зачёт/экзамен 60 баллов
Итого 100 баллов

Для дисциплин по выбору и дисциплин университетского блока:

40 баллов максимум за период освоения дисциплины
посещение аудиторных занятий (лекций/семинаров) 6 баллов (15% от максимальных 40 баллов)
результаты регулярно проводимого экспресс- ­контроля успеваемости (контрольные или другие виды работ, предусмотренные профилем РУП обучающегося) 20 баллов (не менее 50% балльной оценки)
Различные виды учебной деятельности на семинарском занятии предусмотренные Положением (Раздел 2.) 13 баллов
Всего 40 баллов за период освоения дисциплины
Зачёт 60 баллов
Итого 100 баллов

Приложение № 1 к «Положению о проведении текущего контроля…» Приказ от 23.03.2017 №0557/о

Оценка качества работы обучающегося в балльно-рейтинговой системе используется для эффективного управления образовательным процессом, при решении вопросов назначения государственных академических и именных стипендий, выдачи дипломов с отличием и т.д.

  • повышение мотивации обучающихся к освоению образовательных программ;
  • получение детальной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях обучающихся для их мо​рального и материального поощрения;
  • стимулирование систематической работы обучающихся в течение семестра (модуля);
  • снижение роли случайных факторов при текущей и промежуточной аттестации;
  • информационное обеспечение подготовки приложения к диплому Финансового университета, сопоставимого с общеевропейским (Diploma Supplement).
  • единство требований, предъявляемых к работе обучающихся;
  • регулярность и объективность оценки результатов работы обучающихся;
  • открытость и гласность результатов успеваемости обучающихся для всех участников образовательного процесса.

1.4. В основу балльно-рейтинговой системы положена 100-балльная система оценки знаний обучающихся, используемая в качестве дополнения к официальной пятибалльной системе (семестровой, модульной) оценки знаний обучающихся, принятой в Российской Федерации.

2. БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Критерии балльной оценки включают качество подготовки обучающихся к семинарским занятиям, выполнения различных видов самостоятельной работы (при этом результаты регулярно проводимого экспресс-­контроля успеваемости обучающихся должны составлять не менее 50% балльной оценки), а также посещение аудиторных занятий (не более 15% балльной оценки).
  2. При подведении итогов текущего контроля успеваемости в середине семестра его результаты в 20-балльной оценке вносятся в ведомости текущего контроля успеваемости с использованием ТЭКУ и на соответствующей странице предметно-­группового журнала преподавателями, ведущими аудиторные занятия.
  3. Обучающийся, получивший от 7 до 20 баллов, считается аттестованным, получивший от 0 до 6 баллов - не аттестованным.
  4. Результаты текущего контроля успеваемости за вторую половину семестра/в модуле преподаватели, ведущие аудиторные занятия, сообщают обучающимся на последнем занятии и вносят в ведомости (в колонку «баллы, работа в семестре») в день проведения зачета/экзамена.
  5. Итоговая сумма баллов, полученная обучающимся по результатам текущего контроля успеваемости в семестре/модуле и промежуточной аттестации, преобразуется в пятибалльную систему оценок в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Порядок перевода 100-балльной оценки в пятибалльную