Как служат калмыки в армии. "калмыки на военной службе россии"

Судьба калмыцкого народа, также как и русского, да и других малых и больших народов бывшего Советского Союза непроста и нелегка. Калмыки, находясь в составе российских казачьих и иных войск (про донских калмыков-казаков пост можно прочитать по ссылке), участвовали во множестве войн, пережили все революции, гражданскую войну, вторую мировую, депортацию и многое другое. В результате часть калмыков живет сейчас в России, часть в Синьцзяне (КНР), часть в США.
Калмыцкая диаспора появилась в США более 50 лет назад и состоит из калмыков трех волн российской эмиграции. Ядро диаспоры составляют калмыки, предки которых покинули Россию после гражданской войны, главным образом в составе казаков Войска Донского. В диаспору входят также калмыки, покинувшие СССР во время второй мировой войны. И, наконец, третья, совсем молодая часть диаспоры – это эмигранты смутного времени 90-х годов. В Америку калмыки первой волны эмиграции выехали в 1951 году из Германии, где они жили в лагерях для перемещенных лиц под Мюнхеном. Сейчас в США живет по приблизительным подсчетам около двух тысяч калмыков. Вначале они поселились в Нью Джерси, в небольших городках Хауэлл, Нью Брансвик и в полуторамиллионной Филадельфии (штат Песильвания). Интересные фотографии американских калмыков – участников войны во Вьетнаме и Афганистане опубликованы на странице пользователя сети Facebook Ben Moschkin .




Штаб-сержант Валерий Чулчатшинов (1947-1967). 101-я воздушно-десантная дивизия США. Погиб во Вьетнаме

Мегмер “Майк” Мошкин. Стрелок-пулеметчик вертолета. Снимок сделан во Вьетнаме. 1965 год

Мегмер “Майк” Мошкин. 27-й пехотный полк 25-й пехотной дивизии. 1966 год. Вьетнам


Улюмджи Кичиков (за пулеметной турелью). 11-й бронекавалерийский полк армии США. 1966 год. Вьетнам

Лиджи Арбаков


Джиграл “Джерри” Делекаев. U.S. Army 1970-71, MAC-V HQ

Майор Джордж Аников (1971-2012) Корпус морской пехоты США. Погиб в Афганистане


Майор Джордж Аников в Афганистане









Памяти майора Аникова

Калмыки они разны, или плохие, или очень плохие:

http://www.kp.ru/daily/23565/43507/

Версия об убийстве студента из Калмыкии в Москве на национальной почве пока не рассматривается
Следователь, в чьем производстве находится уголовное дело об убийстве студента из Калмыкии Дольгана Никеева, пока не рассматривает версию об участии в инциденте нацистов. Об этом ИА REGNUM Новости заявили в пресс-службе СКП России.

По словам сотрудника пресс-службы, в качестве основной рассматривается версия о том, что погибший сам спровоцировал конфликт, поскольку был в дурном настроении из-за ссоры с девушкой. Драка, согласно этой версии, стала следствием словесной перепалки между Никеевым и его другом Владимиром Санжиевым с группой молодых славянской внешности, которых калмыцкие студенты обогнали, направляясь в метро.

"Мы не можем пока говорить о версии с нацистами, - уточнил собеседник ИА REGNUM Новости. - Как и объединять в одно производство это дело и дело об нападении на Профсоюзной".

Инцидент с калмыцкими студентами произошел 21 апреля около полуночи на улице Миклухо-Маклая в Москве. Дольган Никеев и Владимир Санжиев направлялись к станции метро, когда у них возник конфликт с двумя неустановленными мужчинами. В результате драки Никеев был убит единственным ударом ножа в сердце, Санжиев госпитализирован с ножевым ранением брюшной полости.

20 апреля в 20:30 в Москве, на улице Профсоюзной, группа молодых людей напала на москвича арабского происхождения. Потерпевший госпитализирован в тяжелом состоянии.


http://www.regnum.ru/news/1276140.html

Я про калмыков тоже наслышан. Ребята что со мной работали, устроились контору охранять, которая решила в Калмыкии открыть водочный завод. Ну их туда в командировку отправили.
Они охраняют стройку. Тут к ним подъезжают местные бандиты на Жигулях ржавых.
- Че строят? - спрашивают. Это наше место и будете нам платить.
Ну, один из ребят отправился к начальнику. Тот связался с боссом. Босс говорит:
- Вас для чего на работу взяли? Охранять? Так охраняйте! Если надо стрелять - стреляйте! Я с самым главным в Калмыки доход делить буду, и если вы завалите десяток другой чурок, то местные менты их всех признают бандитами, даже если это будут бабы ихние.
Ну тут ребята и разошлись. Втроем ебанули из ружей 12 калибра по 2-3 патрона дробью в их Жигули. От машины только клочья полетели.
Эти калмыцкие бандиты аж охуели от того что их не боятся. А когда им под ноги один раз выстрелили, то вообще пересрались и стали просить их не убивать.
Остатки машины бросили и упиздили в свою степь. Машину ребята потом погрузчиком на контейнер у ворот закинули, чтобы другие калмыцкие бандиты видели че тут с ними могут сделать.


http://news.nswap.info/?p=31588&cp=all#comments

2008 год:

...
Многим русским, уезжающим из Калмыкии, приходится продавать жилье ниже рыночной цены. Мол, не продадите - и задаром отберем. Особо непонятливым был преподнесен наглядный урок. В прошлом году (2007) по столице степной республики прокатилась волна убийств русской молодежи. «Отмороженные» банды калмыков-подростков, выходцев из обнищавших сельских районов, толпами нападали на молодые пары, на глазах у девушек забивая парней арматурой и дубьем. Просто за то, что русские. Счет жертвам - на десятки. И никто из преступников, даже из тех немногочисленных, кто был пойман и осужден, не понес наказания за разжигание межнациональной розни. Череду жестоких убийств списали на «бытовуху».

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки - мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) - выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко . Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков - это 21,4% численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов . При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

Рассекреченные материалы российских и зарубежных архивов свидетельствуют, что жестокое время Второй мировой войны скрывает до сих пор тайны краха и исчезновения на фронтах целых дивизий, кошмарных просчетов военно-партийных чинов при эвакуациях и обороне, массовых репрессий народов и предательства в армии страны Советов...
Однако полного, капитального труда и историографии о горькой цене ошибок и халатностей руководства, обратной, «черной» стороне медали Великой Отечественной войны еще, думается, не подготовлено.

Малоисследованной темой является участие под знаменами германского вермахта военных восточных легионов и казачьих частей, состоящих из добровольцев, перебежчиков, военнопленных Красной Армии. "Хиви", кто они таковые...
Среди них выделяются отменные бойцы - лихие наездники, калмыки со свастикой. Страница эта в истории калмыцкого народа еще не написана открыто и глубоко. Даже современная энциклопедия «Отечественная история» 1996 г. издания не дает об этом ответа. Кто же они были: изменники, изгнанники или жертвы своего сложного времени?
Где найти меру? А может истина лежит посредине...

Склонные к воинскому промыслу, калмыки-кочевники издревле нападали, грабили соседние царицынские земли, колонии поволжских немцев-переселенцев, юрты донских казаков.
В то же время обладали дипломатической гибкостью, торговали и дружили с ними, даже принимали христианство, за что были нещадно биты своими сородичами-буддистами.
Не выдержав притеснений царских чиновников, огромная масса калмыков откочевала с волжских просторов в пределы Китая, но десятки тысяч кибиток остались под властью астраханского генерал-губернатора Н. А. Бекетова.
Они участвовали стремя к стремени с донцами в войнах российской империи, охраняли ее рубежи,.. и секли этих сынов степей и снега и дожди. В эпоху наполеоновских войн купали они коней в Сене и гарцевали с казаками на площадях поверженного Парижа, вернулись в улусы свои, увешанные оружием и наградами.

В смутном 1917 году решили калмыки получить статус вольного российского казачества, чтобы можно было отстаивать свою национальную самостоятельность. Калмыцкое казачье войско возглавил деятельный князь Данзан Тундутов. Стратегию большевиков об экспроприации и совместном ведении хозяйства калмыки-скотоводы не одобрили - ведь на душу населения приходилось почти сто голов скота.
После подавления антибольшевистского восстания в Астрахани 12-15 января 1918 года с участием калмыков под руководством атамана Бирюкова и князя Д.Тундутова, ЧК активно уничтожала офицеров и особенно калмыков.
Данзан Тундутов, войсковой атаман калмыцкого казачьего войска, офицер российского Генштаба, дворянин, был в годы гражданской войны активным участником белого движения в Нижнем Поволжье.
В марте 1918 года красные разбили его отряд у села Червленое (Светлоярский район Волгоградской области), а усадьбу князя разграбили-разгромили.

Кровавая резня гражданской щедро выкосила сынов степей, что белых, что красных - без разбора. Однако часть калмыков эмигрировала за границу, лелея надежду вернуться в края предков в лучшие времена. Образовала там свои диаспоры.

Во Второй мировой войне командование Третьего рейха стремилось привлечь к борьбе против Союза ССР национальные меньшинства, умело используя их ущемленные интересы, попранное национальное достоинство, самобытность и амбиции. И многое удалось.
Всего на службе в вермахте, войсках СС и полиции участвовало 1,2 млн. перешедших к фашистам советских граждан (примерно, население г. Волгограда и соседнего Волжского).
Среди них красовалось 280 тысяч лиц кавказских и тюркских народов и 70 тысяч казаков.
Калмыки составили отдельный военизированный корпус из семи тысяч отменных бойцов.

Вермахт стал широко использовать восточные легионы с осени тяжелейшего 1942 года под Сталинградом и на Кавказе. В составе 6-й армии Паулюса под Сталинградом находились и бойцы из калмыцких степей.
После сдачи советскими войсками Ростова-на-Дону, оккупации немцами Кавказа, в тылу Калмыкии, Кабардино-Балкарии и других местах возникали местные очаги сотрудничества с немецкими властями, хотя они и не носили массового характера.

В Калмыкии было оккупировано 8 улусов из 13.
В ее столице Элисте после эвакуации советских органов управления и до прихода нацистов местные авторитетные лица создали что-то наподобие национального комитета.
Заняв Элисту, немецкое руководство признало эту власть. И она пользовалась не один месяц правом на религиозную, политическую и национальную автономию. В Элисте
во главе городской управы стояли Б. Цуглинов и Н. Трубу.
Генерал-майор Э. Хайнрици здесь же призвал население идти к ним на службу и сформировал из них и пленных красноармейцев Калмыцкий кавалерийский эскадрон.
Дела пошли настолько удачно, что через пару месяцев на стороне гитлеровцев сражалось уже четыре боевых эскадрона калмыков. Командование ими осуществлял немецкий штаб под руководством зондерфюрера Рудольфа Вербе.
Оперативный военный отряд калмыков создан был, в частности, в Приютненском и Кетченеровском улусах (затем часть его отказалась от сотрудничества с завоевателями).

Начальник Сталинградского УНКВД Воронин отмечал появление немецких диверсантов-парашютистов именно в калмыцких просторах и в казачьей излучине Дона. Он отмечал, что чекисты задерживали сотрудников разведывательно-диверсионного органа «Цеппелин», заброшенных немцами в тылы Калмыкии, в Астрахань для совершения диверсий на оборонных объектах, железной дороге.
«Среди арестованных было немало националистов из созданных фашистами так называемых национальных комитетов - татарского, калмыцкого...».
В августе 1942 года заместитель Воронина Н.Бирюков с сотрудниками УНКВД на «студебеккере» выехали по сообщению в калмыцкую степь, в которой навстречу наступающим фашистским войскам группа лиц гнала большую отару колхозных овец. В перестрелке отщепенцы были захвачены...

Причины перехода калмыков на службу к немцам весьма многолики.
Германское командование сначала планировало создавать боевые, охранно-тыловые национальные отряды на добровольной основе. Но когда поток добровольцев иссяк, а фронт стал нести ощутимые людские потери, то гитлеровцы начали загонять в легионеры под страхом смерти.
В Элисте они расстреляли 800 человек, только в шести улусах уничтожили 1500 мирных граждан, не щадя детей, нередко забирали заложников.
К переходу в стан врага подталкивала не только мощь фашистской армады, но и огульные сталинские репрессии, когда в Калмыкии подвергались ссылкам и расстрелам сотни священнослужителей,и страдали их семьи, родичи, рушились храмы праотцов.
Еще в 1934 году партийные власти в Западном улусе заявляли: «Будем уничтожать религию, церкви, хурулы и духовенство».
Нельзя сбрасывать и партийный диктат, всесилие бюрократии, принудительные меры коллективизации, оскорбленное чувство национальной культуры, традиций и достоинства калмыков.

В конце убойного 1942 года сохранившийся Калмыцкий обком партии докладывал в ЦК ВКП (б), что часть бандитских групп, которые потом были сведены немцами в Калмыцкий кавалерийский корпус, вербовались в основном из местных жителей под угрозой смерти.
Неизвестно, в каких гиблых северных лагерях оказались бы эти партийные вожди, если бы сообщили в Кремль истинную правду о переходе к фашистам замордованных и униженных местной советской властью калмыков.

В немецких войсках сражались и выходцы из калмыцких диаспор, заброшенных вихрем гражданской войны во Францию, Болгарию, Сербию...
Так, Балинов Шамба из знатного рода, обосновался после гражданской в Праге и Париже, был предан идеям калмыцкого национализма. Появился с нацистами в донских степях, активно формировал для вермахта боевые отряды из калмыков. Невзирая на поражения, двинулся с войсками в Германию, прихватив с собой немало мечущихся земляков. Жизнь его оборвалась трагически, ударом ножа в грудь.

Весной 1943 года калмыцкие эскадроны охраняли побережье Черного моря, под Херсоном создавались их новые отряды. Пять эскадронов калмыков действовали в советском тылу под видом партизанских отрядов, они были незаменимыми разведчиками.
На Южном фронте штаб партизанского движения «зафиксировал 628 случаев задержания калмыками советских разведчиков на участке 51-й армии». Все они были переданы немецкой контрразведке.
От топота калмыцкой кавалерии содрогалась земля и население. Ведь корпус из 3600 бойцов при 4600 лошадях, изрядно вооруженный станковыми и ручными пулеметами, минометами, представлял весьма мобильную силу. В жестоких боях против Красной армии калмыки несли большие потери, но никогда не сдавались. В отличие от других военных национальных восточных легионов, не было ни одного случая перехода калмыков со свастикой на сторону противника - отмечают современные исследователи.
К моменту немецкого отступления насчитывалось десять калмыцких эскадронов.
При отступлении немецких войск немало калмыков, избегая расправы за сотрудничество с оккупантами либо в поисках лучшей жизни вне страны Советов, ушли за границу. Находились в Италии, Хорватии, многие осели в США.

Оставшиеся плакали от радости, что будут спокойно жить на земле предков. Ведь в ночь на 1 января 1943 года Элиста была освобождена.
Но затем пришлось рыдать и страдать десятилетиями всему калмыцкому народу, без вины виноватому.
В декабре 1943 года советское правительство издало беспощадный, неведомый всем даже на сегодня Указ. Читаем.
«В период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР, многие калмыки изменили Родине, вступили в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и предавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовали банды и активно противодействовали органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершали бандитские налеты и терроризировали население».

Всех, до единого, калмыков, проживающих на территории Калмыцкой республики (ее полностью ликвидировали) вывезли в трудовые лагеря и поселения Сибири, Алтая, Казахстана, Киргизии.
Эта операция проводилась под личным наблюдением наркома внутренних дел Берии. Нужно было подготовить невиданное число эшелонов (когда вовсю шли военные сражения) - 46 составов по 60 вагонов каждый для высылки калмыков за четыре дня с 27 по 30 декабря 1943 года.
Операция была рассчитана по часам, первыми в улусы прибывали войска, хотя изгнанники-то состояли в основном из женщин, детей, стариков.
Солдаты украдкой шептали этим обреченным: «Сошлют вас, готовьтесь».
Люди верили и не верили.
Ведь большая часть мужчин, более 50 тысяч бойцов, воевала в рядах Красной Армии. Удар по ним последовал после Дня Победы над Германией - теперь уже по демобилизованным калмыкам, военнослужащим сержантского и рядового состава. Им запретили возвращаться домой, на территорию бывшей Калмыцкой республики в Сталинградской и Ростовской областях. Направляли к местам принудительного расселения их семей и родственников. За что, спрашивается?

Путем выселения калмыков освобождалось жилье, земли для огромной массы беженцев, изымалось большое количество скота. Властям ряд промахов, в т. ч. в наведении общественного правопорядка, можно было объяснить изменой и действиями бандитов-калмыков. Решался и вопрос по пополнению трудовых ресурсов в сибирских краях за счет привоза дешевой рабочей силы калмыцкого народа.
Депортированных на новых местах ожидала невыносимая жизнь, т. к. заранее об их условиях не было проявлено никакой заботы.

Берия признавался в письме Микояну в 1944 году (прошел год после прибытия изгнанников):
«Они были поставлены в чрезвычайно трудные санитарные условия проживания: большинство из них не имело ни жилья, ни одежды, ни обуви».
Прошло еще два года. НКВД сообщает: «30% калмыков, способных работать, не работают, потому что у них нет обуви. Полная невозможность привыкнуть к суровому климату, к непривычным условиям, незнание языка проявляются постоянно и вызывают дополнительные трудности».

Сталину писал бывший президент Калмыцкой республики Д. П. Пюрвеев:
«Положение высланных в Сибирь калмыков трагично. Они потеряли свой скот. Они приехали в Сибирь лишенные всего... Калмыки, распределенные по колхозам, не получили ничего, поскольку у самих колхозников ничего нет... Кто попал на предприятия, то им не удалось привыкнуть к новому для них положению рабочих».
Каков же итог? Повалила смертность. Из 93 тысяч высланных (по зарубежным данным 134 тыс. калмыков) уже через два года насчитывалось в спецпоселениях лишь 70360 человек, особенно гибли дети.
До 1957 года, когда правительство впервые озаботилось (на бумаге) о восстановлении национальной автономии калмыцкого народа, было еще так далеко.
А многие от лишений так до него и не дожили.
За время ссылки число калмыков уменьшилось на 42 тысячи человек (40% от общей численности населения). Умышленное уничтожение нации?!

Незаконно депортированный народ, понесший кару за прегрешения своих отщепенцев - сородичей, перешедших под знамя германского Вермахта, был реабилитирован полностью только через 50 лет. Указом правительства в 1993 году.
Обширная информация по депортации калмыцкого народа представлена в многотомном сборнике рассекреченных документов «Ссылка калмыков, как это было...».
И читать их очень тяжело.

Такова трагедия и боль калмыков, таковы суровые уроки истории.
Более 60 лет отмерено разгрому гитлеровских войск и их пособников...
Однако полного и однозначного ответа, и солидного труда на тему «Кто же они, калмыки со свастикой?», со стороны военных историков, научных мужей до сих пор пока, думается, нет...

Дополнительная информация по этой теме: читать
Калмыцкий кавалерийский корпус
Материал из Википедии - свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=&stable=1