Основание исключения из списка инсайдеров. Инсайдер - это кто? Список инсайдеров

В современном мире инсайдер - это очень распространенное понятие. Оно применимо в разных сферах хозяйственной деятельности. В общем смысле инсайдер - это физическое или юридическое лицо, которое благодаря своему положению имеет доступ к ценной (в основном, конечно, с экономической точки зрения) информации.

Термин

Инсайдер (от англ. «находящийся внутри») - член группы лиц, обладающих какой-либо важной информацией. Причем он активно действует - по большей части для собственной выгоды. В средствах массовой слово стало синонимом понятия «источник в...».

В качестве примера альтруизма в инсайдерстве можно привести американского разведчика Эдварда Сноудена, который раскрыл миру секретную информацию, принадлежащую Агентству национальной безопасности США. Но, как правило, такие лица обладают в определенной группе не только знаниями, а и достаточной властью и средствами, и используют свое положение лишь для приобретения дополнительной выгоды. В отличие от них, внешние специалисты компании могут лишь анализировать полученные сведения, не имея представления о том, насколько они достоверны.

Другим ярким образчиком уже корыстной деятельности является известный скандал на Уолл-Стрит, связанный с именами Майкла Милкена, Айвена Боски, Мартина Сигела и Дениса Ливайна. Все закончилось реальными сроками и огромными штрафами. Об этом можно прочесть в книге которая называется «Алчность и слава Уолл-Стрит». О спекуляциях американских толстосумов до сих пор снимают художественные фильмы.

Инсайдерская информация

Нередко это понятие ассоциируется с и сверхприбылями крупных корпораций. А между тем, как и в любой организации, так и в политической партии есть области, закрытые от доступа извне. Это секретная информация, не предназначенная для рядовых граждан, - новейшие технологии, передовые разработки, финансовые отчеты, определенных групп. А поскольку во все эти процессы вовлечены реальные люди, они и являются инсайдерами, которые могут иметь дело с этими сведениями. Недаром еще говорил, что знания - это сила. И в современном мире такие лица становятся серьезным оружием для достижения выгоды как политической, так и экономической. А деятельность инсайдера может подорвать работу большой корпорации и сломать карьеру крупного общественного деятеля. И пусть сам термин изначально не имел негативной составляющей, все чаще и чаще инсайдерство связывается с личной корыстью.

Из-за сказанного выше понятно, что отношение простых людей к данному явлению в основном отрицательное. Это подтверждают различные теории всемирного заговора. Например, слухи о существовании группы «иллюминати». Инсайдер этого секретного общества якобы сообщил о том, что высшие мира сего задумали сократить население земного шара на девяносто девять процентов. Один из способов, который они избрали, - продукты, изготовленные с использованием ГМО. Последнее, как утверждается, резко снижает способности репродуктивной системы человека. На эту тему также снимают фильмы.

Право

Члены преступных группировок либо корпораций, нарушающих законодательство, могут создавать «утечки», ведущие к раскрытию подобных деяний. С определенной целью, разумеется.

Финансы

Часто инсайдеры - акционеры либо члены правления крупных корпораций - используют имеющуюся у них информацию о положении компании-эмитента для сделок на рынке ценных бумаг. Такие операции не всегда являются законными.

Политика

В обычной жизни инсайдерской информацией бывают сведения (общественная жизнь, экономика, экология и прочее), которые противоречат точке зрения властей и при этом являются достоверными. Источниками в этом случае могут быть как политики, так и ученые, журналисты, деятели культуры.

Бизнес

Инсайдер - это крупный акционер, а также старший менеджер корпорации. Все они обладают важной информацией о состоянии дел компании.

Банковская сфера

Инсайдер банка - это физическое либо юридическое лицо, осведомленное о финансовой ситуации благодаря служебному положению. Такие сведения также могут быть у акционеров и у их родственников. Здесь нужно уточнить, кто является «физическими», а кто «юридическими» инсайдерами.

  1. Лица, владеющие долей в банке, акционеры.
  2. Высший менеджмент: от председателя совета директоров до главного бухгалтера.
  3. Руководители структурных подразделений, а также лица, которые по доверенности аукционера имеют право голоса на собраниях.
  4. Аудиторы, ревизоры и представители контрольных органов.
  5. Родственники всех вышеуказанных лиц.
  6. Ассоциированные лица учреждений, связанных с банком.
  1. Участники и учреждения, которым принадлежат существенные доли капитала в банке; а также предприятия, значительные части оных находятся в собственности последнего.
  2. Организации, чьими руководителями являются акционеров, высших менеджеров и контролеров кредитной организации.

Как защититься от инсайдерства

Коммерческие и другие организации предпринимают меры для сохранения секретной информации. Для этого существуют как законодательные, так и аппаратные средства. Среди последних нужно отметить специальные компьютерные программы, например «Инсайдер», которые «прячут» электронные данные.

Важные документы хранятся в специально отведенных местах под видом другой информации, скажем, графических файлов. А для непрофессионала этих данных на компьютере вообще как бы и нет. И лишь при введении правильного пароля нужные папки оказываются доступными. Правда, файлы, которые программа может удалить, восстановлению уже не подлежат, а само приложение использует сеть Интернет. Так что есть и риск распространения информации по Всемирной паутине.

Что может программа «Инсайдер»

  1. Шифрование данных.
  2. Скрытие конфиденциальной информации.
  3. Неограниченный размер обрабатываемых данных.
  4. Обмен данными с помощью Интернета.
  5. Безвозвратное удаление файлов.

Применяются и другие стандартные программы для защиты антивирусы и системы аутентификации. Вообще же в любой уважающей себя организации должна существовать политика безопасности.

К юридическим методам борьбы с распространением секретных сведений относится Закон об инсайдерской информации. К нему уже вышло множество поправок. Этот нормативно-правовой акт определяет перечень лиц, относящихся к инсайдерам, а также случаи, когда физическое или юридическое лицо может приобрести такой статус.

Согласно законодательству, использование инсайдерской информации для манипулирования ценами на акции и личного обогащения неправомерно. Все потому, что это препятствует конкуренции на финансовом рынке.

Список инсайдеров - что это? Закон обязывает организации составлять перечень сотрудников, которым предоставляется доступ к секретным данным. Инсайдерской информацией лица также могут обладать благодаря своему положению. Возможность работы с секретными документами и ответственность за это оговаривается трудовым и гражданско-правовыми договорами.

Существуют так называемые «первичные инсайдеры». Это лица, которые непосредственно получают секретные данные. Кроме них есть еще и «вторичные». Они имеют доступ к инсайдерской информации уже посредством первых.

Информация о действиях инсайдеров

Такие сведения, в принципе, доступны каждому. Они необходимы для принятия решений о том, покупать или продавать акции. В таких случаях важно помнить следующее. Большинство сделок, которые совершают инсайдеры, рассчитаны на рост их компаний в перспективе. Поэтому нужно проводить серьезный и основательный анализ. И продажа одним из крупных директоров незначительной части своих акций не должна ввести в заблуждение. Действовать нужно лишь тогда, когда несколько акционеров начинают избавляться от ценных бумаг. Да и директор, не просто получающий в компании зарплату, а имеющий в ней свои активы, - это гораздо более показательный объект для анализа.

Информацию о таких сделках можно найти на многих специализированных сайтах, на которых даже существуют инсайдерские разделы. На них всегда есть что-то интересное. Однако тот или иной сайт может контролировать инсайдер. Отзывы на таких ресурсах поэтому следует читать очень внимательно.

Настоящая статья, конечно, не претендует на то, чтобы раскрыть всю тему целиком. В инсайдерстве существует множество нюансов. Все и так понимают, что в нем мало хорошего для простых людей, но в современных условиях рыночной экономики к этому явлению нужно относиться как к факту.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4193; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; 2012, № 31, ст. 4334; 2013, № 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4219, «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), «__» ________ 201_ года) (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ) настоящее Указание устанавливает порядок ведения списка инсайдеров Банка России.

Глава 1. Общие положения

1.1. В Банке России ведение списка инсайдеров Банка России осуществляет Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом (далее - Департамент).

1.2. Основанием включения физических и (или) юридических лиц в список инсайдеров Банка России является их доступ к инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России.

1.3. Контроль за соблюдением в Банке России требований настоящего Указания осуществляет главный аудитор Банка России.

Глава 2. Порядок ведения списка инсайдеров Банка России

2.1. Департамент ведет список инсайдеров Банка России в электронном виде по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Указанию, на основании списка инсайдеров центрального аппарата Банка России и других подразделений Банка России, а также списков инсайдеров территориальных учреждений Банка России (главных управлений Банка России, отделений, отделений - национальных банков главных управлений Банка России, Отделения Республика Крым, Отделения Севастополь), утвержденных в соответствии с порядком, устанавливаемым настоящим Указанием.

2.2. Список (изменения в список) инсайдеров структурного подразделения центрального аппарата Банка России (приложение 2), список инсайдеров другого подразделения Банка России (приложение 3) составляется структурным подразделением центрального аппарата, другим подразделением Банка России, подписывается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Банка России и руководителем другого подразделения Банка России соответственно.

Департамент на основании информации, полученной от структурных подразделений центрального аппарата и других подразделений Банка России, составляет список (изменения в список) инсайдеров центрального аппарата Банка России и других подразделений Банка России по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Указанию, который подписывается директором Департамента и утверждается первым заместителем (заместителем) Председателя Банка России, курирующим вопросы кадровой политики и обеспечения работы с персоналом.

Члены Национального финансового совета, члены Совета директоров Банка России, члены Комитета банковского надзора Банка России, члены Комитета финансового надзора Банка России, члены Комитета финансовой стабильности Банка России, члены Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, первые заместители Председателя Банка России, заместители Председателя Банка России, статс-секретарь - заместитель Председателя Банка России, главный аудитор Банка России, заместители Председателя Банка России - руководители структурных подразделений центрального аппарата Банка России включаются в список инсайдеров центрального аппарата Банка России на основании предложений, подготовленных Департаментом.

2.3. Список (изменения в список) инсайдеров территориального учреждения Банка России, составляется по форме, приведенной в приложении 5 к настоящему Указанию, подписывается лицом, определенным руководителем территориального учреждения Банка России, на основании распорядительного документа территориального учреждения Банка России, и утверждается руководителем территориального учреждения Банка России или по его поручению первым заместителем (заместителем) руководителя территориального учреждения Банка России.

2.4. Списки (изменения в списки) инсайдеров Банка России, составленные в соответствии с пунктами 2.2 - 2.3 настоящего Указания, не позднее рабочего дня, следующего за днем их подписания (утверждения) обрабатываются средствами специального архивирования и направляются в Департамент с использованием технологии взаимоувязанного документооборота Системы автоматизации документооборота и делопроизводства Банка России одновременно в двух форматах *.PDF(скан-копии) и *.XLS(файлы).

2.5. Датой включения лица в список (исключения лица из списка) инсайдеров Банка России считается дата утверждения уполномоченным должностным лицом Банка России соответствующего списка (изменений в список) инсайдеров Банка России.

2.6. Внесение изменений в список инсайдеров Банка России при переводе работников, ранее включенных в список инсайдеров Банка России, на другие должности внутри структурного подразделения центрального аппарата, территориального учреждения или другого подразделения Банка России, в котором они выполняли свои трудовые функции, при сохранении оснований доступа к инсайдерской информации, не требуется.

2.7. Руководители структурных подразделений центрального аппарата, территориальных учреждений и других подразделений Банка России несут ответственность за обоснованность и своевременность представления в Департамент списков (изменений в списки) инсайдеров Банка России, полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

Глава 3. Порядок уведомления лиц, включенных в список (исключенных из списка) инсайдеров Банка России, о включении в список (исключении из списка) инсайдеров Банка России

3.1. Лицо, включенное в список (исключенное из списка) инсайдеров Банка России, должно быть уведомлено об этом не позднее семи рабочих дней со дня его включения в список (исключения из списка) инсайдеров Банка России путем направления уведомления о включении лица в список инсайдеров Банка России (приложение 6 и 8 к настоящему Указанию) либо об исключении из списка инсайдеров Банка России (приложение 7 и 9 к настоящему Указанию) (далее - уведомление).

3.2. Департамент, подразделения по работе с персоналом территориальных учреждений Банка России (при отсутствии указанных подразделений - уполномоченные лица):

готовят уведомления в двух экземплярах в соответствии с пунктами 3.3 - 3.7 настоящего Указания;

в срок не позднее трех рабочих дней со дня включения лица в список (исключения из списка) инсайдеров Банка России направляют уведомления структурным подразделениям центрального аппарата, соответствующим структурным подразделениям территориальных учреждений Банка России, другим подразделениям Банка России, генеральным инспекторам межрегиональных инспекций (руководителям инспекций по субъектам Российской Федерации) Главной инспекции Банка России для вручения лицу, включенному в список (исключенному из списка) инсайдеров Банка России;

вручают (направляют) уведомления об исключении из списка инсайдеров Банка России в случае прекращения работником, включенным в список инсайдеров Банка России, трудовых отношений с Банком России;

вручают (направляют) уведомления об исключении из списка инсайдеров Банка России юридических лиц в случае прекращения доступа юридического лица, включенного в список инсайдеров Банка России, к инсайдерской информации Банка России.

Информация о включении в список (исключении из списка) инсайдеров центрального аппарата Банка России работников межрегиональных инспекций (инспекций по субъектам Российской Федерации) Главной инспекции Банка России, направляется Департаментом в соответствующие территориальные учреждения Банка России в сроки, указанные в абзаце третьем настоящего пункта.

3.3. Уведомления, направляемые членам Национального финансового совета, членам Совета директоров Банка России, членам Комитета банковского надзора Банка России, членам Комитета финансового надзора Банка России, членам Комитета финансовой стабильности Банка России, членам Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, первым заместителям Председателя Банка России, заместителям Председателя Банка России, статс-секретарю - заместителю Председателя Банка России, главному аудитору Банка России, заместителям Председателя Банка России - руководителям структурных подразделений центрального аппарата Банка России, подписываются Председателем Банка России.

Председатель Банка России вправе подписывать уведомления иным лицам, включенным в список (исключенным из списка) инсайдеров Банка России.

3.4. Уведомления, направляемые Председателю Банка России, а также работникам Банка России, назначение на должность и освобождение от должности которых производится приказами Банка России по личному составу за подписью Председателя Банка России, за исключением работников Банка России, указанных в абзаце первом пункта 3.3 настоящего Указания, а также юридическим лицам, подписываются первым заместителем (заместителем) Председателя Банка России, курирующим вопросы кадровой политики и обеспечения работы с персоналом.

Первый заместитель (заместитель) Председателя Банка России, курирующий вопросы кадровой политики и обеспечения работы с персоналом, вправе подписывать уведомления иным лицам, включенным в список (исключенным из списка) инсайдеров Банка России, за исключением лиц, указанных в абзаце первом пункта 3.3 настоящего Указания.

3.5. Уведомления, направляемые работникам Банка России, назначение на должность и освобождение от должности которых производится приказами Банка России по личному составу за подписью первого заместителя (заместителя) Председателя Банка России, курирующего вопросы кадровой политики и обеспечения работы с персоналом, подписываются директором Департамента.

Директор Департамента вправе подписывать уведомления иным лицам, включенным в список (исключенным из списка) инсайдеров Банка России, за исключением лиц, указанных в абзаце первом пункта 3.3 и абзаце первом пункта 3.4 настоящего Указания.

3.6. Уведомления, направляемые работникам структурных подразделений центрального аппарата (за исключением работников межрегиональных инспекций Главной инспекции Банка России), других подразделений Банка России, назначение на должность и освобождение от должности которых производится приказами Банка России по личному составу за подписью директора Департамента, подписываются заместителем директора Департамента, курирующим работу по ведению списка инсайдеров Банка России, или руководителем структурного подразделения Департамента, в задачи которого входит организация работы по ведению списка инсайдеров Банка России.

3.7. Уведомления, направляемые работникам территориальных учреждений Банка России, подписываются руководителями или по их поручению первыми заместителями (заместителями) руководителей территориальных учреждений Банка России.

Уведомления, направляемые работникам межрегиональных инспекций (инспекций по субъектам Российской Федерации) Главной инспекции Банка России (за исключением генеральных инспекторов и заместителей генеральных инспекторов), подписываются руководителями или по их поручению первыми заместителями (заместителями) руководителей территориального учреждения Банка России.

3.8. Уведомления, подписанные Председателем Банка России, первым заместителем (заместителем) Председателя Банка России, курирующим вопросы кадровой политики и обеспечения работы с персоналом, скрепляются оттиском гербовой печати Банка России.

Уведомления, подписанные директором Департамента, заместителем директора Департамента, курирующим работу по ведению списка инсайдеров Банка России, или руководителем структурного подразделения Департамента, в задачи которого входит организация работы по ведению списка инсайдеров Банка России, скрепляются оттиском печати Департамента.

Уведомления, подписанные руководителями или по их поручению первыми заместителями (заместителями) руководителей территориальных учреждений Банка России, скрепляются оттиском гербовой печати территориального учреждения Банка России.

3.9. Руководители структурных подразделений центрального аппарата, территориальных учреждений и других подразделений Банка России, генеральные инспекторы межрегиональных инспекций (руководители инспекций по субъектам Российской Федерации) Главной инспекции Банка России обеспечивают вручение уведомления лицу, включенному в список (исключенному из списка) инсайдеров Банка России, под подпись на втором экземпляре уведомления.

3.10. Передачу уведомлений членам Национального финансового совета, членам Совета директоров Банка России, членам Комитета банковского надзора Банка России, членам Комитета финансового надзора Банка России, членам Комитета финансовой стабильности Банка России, членам Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, первым заместителям Председателя Банка России, заместителям Председателя Банка России, статс-секретарю - заместителю Председателя Банка России, главному аудитору Банка России, заместителям Председателя Банка России - руководителям структурных подразделений центрального аппарата Банка России, а также работникам Банка России, назначение на должность и освобождение от должности которых производится приказами Банка России по личному составу за подписью Председателя Банка России, организует Департамент.

3.11. Уведомление о включении лица в список (исключении из списка) инсайдеров Банка России передается под подпись лицу, включенному в список (исключенному из списка) инсайдеров Банка России или его законному представителю, либо направляется в адрес указанного лица способом, позволяющим подтвердить факт направления данного уведомления.

3.12. Если уведомление об исключении лица из списка инсайдеров Банка России, направленное по последнему из известных Банку России адресов лица, включенного в список инсайдеров Банка России, не было получено указанным лицом, Департамент, структурные подразделения центрального аппарата, территориальные учреждения и другие подразделения Банка России должны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению адреса соответствующего лица, на который может быть направлено уведомление.

3.13. Экземпляр уведомления с подписью, подтверждающей факт получения уведомления лицом, включенным в список (исключенным из списка) инсайдеров Банка России, являющимся работником Банка России, приобщается к личному делу работника.

Экземпляр уведомления с подписью, подтверждающей факт получения уведомления лицом, включенным в список (исключенным из списка) инсайдеров Банка России, не являющимся работником Банка России, либо документ, подтверждающий факт передачи оригинала (электронной копии) уведомления указанному лицу, хранится в Департаменте.

3.14. В случае, если объем уведомления превышает один лист, то листы уведомления прошиваются, пронумеровываются и на оборотной стороне последнего листа проставляется подпись уполномоченного лица и печать Банка России.

3.15. Департамент, подразделения по работе с персоналом территориальных учреждений (при отсутствии указанных подразделений - уполномоченные лица) Банка России ведут учет направленных уведомлений в электронном журнале по форме, приведенной в приложении 10 к настоящему Указанию.

Информация о направленных уведомлениях хранится не менее пяти лет со дня последнего направленного уведомления.

Глава 4. Заключительные положения

4.1 Настоящее Указание вступает в силу со дня его официального.

Приложение 1
к Указанию Банка России


Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

Список инсайдеров Банка России

№ п/п Дата рождения Место рождения
1 2 3 4 5 6
1
2
3
№ п/п Полное наименование ИНН организации ОГРН организации Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Приложение 2
к Указанию Банка России
от «__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

(наименование структурного

подразделения центрального

аппарата Банка России)

Раздел 1. Сведения об инсайдерах - физических лицах

№ п/п Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) Дата рождения Место рождения Занимаемая должность Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3

Раздел 2. Сведения об инсайдерах - юридических лицах

№ п/п Полное наименование ИНН организации ОГРН организации Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Руководитель структурного подразделения центрального аппарата Банка России

подпись инициалы, фамилия

«__» ________ 201_ г.

Приложение 3
к Указанию Банка России
от «__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

Список (изменения в список) инсайдеров _____________________________

(наименование другого

подразделения Банка России)

№ п/п Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) Дата рождения Место рождения Занимаемая должность Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3

Руководитель другого подразделения Банка России

подпись инициалы, фамилия

«__» ________ 201_ г.

Приложение 4
к Указанию Банка России
от «__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель (заместитель)
Председателя Банка России

подпись инициалы, фамилия

«__» _______ 201_ г.

Список (изменения в список) инсайдеров центрального аппарата и других подразделений Банка России

Раздел 1. Сведения об инсайдерах - физических лицах

№ п/п Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) Дата рождения Место рождения Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Раздел 2. Сведения об инсайдерах - юридических лицах

№ п/п Полное наименование ИНН организации ОГРН организации Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Директор Департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом

подпись инициалы, фамилия

«__» ________ 201_ г.

Приложение 5
к Указанию Банка России
от «__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель территориального
учреждения Банка России

подпись инициалы, фамилия

«__» _______ 201_ г.

Список (изменения в список) инсайдеров _____________________________

(наименование территориального

учреждения Банка России)

Раздел 1. Сведения об инсайдерах - физических лицах

№ п/п Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) Дата рождения Место рождения Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Раздел 2. Сведения об инсайдерах - юридических лицах

№ п/п Полное наименование ИНН организации ОГРН организации Основание включения в список Основание исключения из списка
1 2 3 4 5 6
1
2
3

Руководитель структурного подразделения территориального учреждения Банка России

(по решению руководителя территориального учреждения Банка России)

подпись инициалы, фамилия

«__» ________ 201_ г.

Приложение 6
к Указанию Банка России
«__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

от «__» ________ 201_ г.

№ ________________

УВЕДОМЛЕНИЕ
о включении лица в список инсайдеров Банка России

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные о включении Вас в список инсайдеров Банка России.

Обращаем Ваше внимание, что с момента включения Вас в список инсайдеров Банка России в отношении Вас, как инсайдера, вводятся ограничения, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определена ответственность в соответствии со статьей 7 Закона.

Наименование должности

(подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 7
к Указанию Банка России
«__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

от «__» ________ 201_ г.

№ ________________

УВЕДОМЛЕНИЕ
об исключении лица из списка инсайдеров Банка России

Уважаемый (ая) ______________________________________!

(имя, отчество (последнее при наличии)

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Банк России уведомляет об исключении Вас из списка инсайдеров Банка России.

Наименование должности

уполномоченного лица Банка России ___________ _______________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Уведомление получил(а) __________ ___________ _______________________

(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 8
к Указанию Банка России
«__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

от «__» ________ 201_ г.

№ ________________

УВЕДОМЛЕНИЕ
о включении юридического лица
в список инсайдеров Банка России

№ 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской

информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации» Банк России уведомляет

о включении ___________________________________ в список инсайдеров Банка

Обращаем внимание на то, что с момента включения лица в список инсайдеров Банка России в отношении него, как инсайдера, вводятся ограничения, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определена ответственность в соответствии со статьей 7 Закона и возлагаются обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона.

Наименование должности

уполномоченного лица Банка России ___________ _______________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Уведомление получил(а) __________ ___________ _______________________

(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 9
к Указанию Банка России
«__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

от «__» ________ 201_ г.

№ ________________

УВЕДОМЛЕНИЕ
об исключении юридического лица
из списка инсайдеров Банка России

№ 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской

информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации» Банк России уведомляет

об исключении ________________________________ из списка инсайдеров Банка

(наименование юридического лица)

Наименование должности

уполномоченного лица Банка России ___________ _______________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Уведомление получил(а) __________ ___________ _______________________

(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 10
к Указанию Банка России
от «__» ________ 20__ г. № ____
«О порядке ведения списка инсайдеров
Банка России и уведомления включенных
в него лиц об их включении в список
(исключении из списка) инсайдеров
Банка России»

ЖУРНАЛ
учета уведомлений о включении в список (исключения из списка) инсайдеров Банка России, направленных Департаментом кадровой политики и обеспечения работы с персоналом (подразделением по работе с персоналом территориальных учреждений Банка России)

№ п/п Дата направления уведомления Регистрационный номер уведомления Способ передачи уведомления Ф.И.О. лица, подписавшее уведомление Краткое содержание уведомление Ф.И.О. лица, принявшего уведомление Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8

Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России «О порядке ведения списка инсайдеров Банка России и уведомления включенных в него лиц об их включении в список (исключении из списка) инсайдеров Банка России»

Банк России разработал проект указания Банка России «О порядке ведения списка инсайдеров Банка России и уведомления включенных в него лиц об их включении в список (исключении из списка) инсайдеров Банка России» (далее - Проект Указания).

Проект Указания подготовлен в связи с требованием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ принимается с целью установления порядка ведения списка инсайдеров Банка России и уведомления включенных в него лиц об их включении в список (исключении из списка) инсайдеров Банка России.

Проектом Указания регламентируются действия Банка России в отношении физических и юридических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России.

Примерная дата вступления в силу Проекта Указания 3 квартал 2016 года.

Предложения и замечания по Проекту Указания, направленные в рамках публичного обсуждения, принимаются в течение 7 календарных дней.

На самом деле этот закон имеет устрашающее название «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», номер 224-ФЗ и дату – 27 июля 2010 года.

Представление об общем состоянии борьбы с инсайдом в России на современном этапе можно получить из замечательной статьи Инны Рукосуевой , добавить к которой (по поводу сути закона) практически нечего. Разве что, пользуясь случаем, выразить свое восхищение заместителю председателя правления Сбербанка Белле Златкис (за способность называть вещи своими именами в целом и за «увесистый булыжник в огород ФСФР» в частности).

Мы же сейчас поговорим о деталях – тех самых, в которых дьявол.

Если сразу заглянуть в последнюю статью закона (как я, к примеру, это обычно делаю), можно убедиться, что он вступает в силу по частям, в три этапа.

В целом закон (за исключением отдельных положений) действует с 27 января 2011 года. С 30 июля 2011 года вступают в силу статьи 3, 9, 12, пункты 5, 7 и 8 статьи 24. Пункт 1 статьи 18 и пункт 4 статьи 21 начнут действовать с 30 июля 2013 года.

Поскольку до лета 2013 года еще далеко (а по некоторым сведениям, его и вовсе не будет), а январь 2011 года уже позади, сосредоточимся на изменениях, ожидающих российские кредитные организации через три с небольшим месяца.

Статья 3 Закона № 224-ФЗ определяет понятие сведений, относящихся к инсайдерской информации. Согласно пункту 1 этой статьи, исчерпывающий перечень таких сведений «утверждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков» (не будем показывать пальцем, хотя это была Федеральная служба по финансовым рынкам). Кроме того, в ряде случаев собственные перечни инсайдерской информации должны быть составлены самими инсайдерами, в том числе:

Эмитентами и управляющими компаниями;

Организаторами торговли, клиринговыми организациями, а также депозитариями и кредитными организациями, осуществляющими расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными лицами, осуществляющими в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившими инсайдерскую информацию от клиентов.

Перечни инсайдерской информации указанных лиц подлежат раскрытию на их официальных сайтах в Интернете.

Статья 9 содержит требования по ведению и передаче списка инсайдеров . Большинство юридических лиц, являющихся инсайдерами (и кредитные организации в том числе), должны:

Вести списки своих инсайдеров;

Уведомлять их в порядке, установленном нормативным актом ФСФР, о включении в список и исключении из него, а также информировать их о требованиях Закона № 224-ФЗ (как будто сами они закон прочитать не могут);

Передавать список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, в порядке, установленном нормативным актом ФСФР;

Передавать список инсайдеров в ФСФР по ее требованию.

Судя по списку инсайдеров (статья 4 Закона № 224-ФЗ), вряд ли найдется в России банк, которого указанные выше требования не коснутся.

Статья 12 касается контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами, осуществляемыми на организованных торгах. Она должна больше беспокоить биржи, чем банки.

Статья 24 вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях . В частности, с 30 июля 2011 года КоАП дополняется статьей 15.35. «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Статья предусматривает за различные виды нарушений наказания в виде наложения административных штрафов в размере от трех тысяч до семисот тысяч рублей на должностных и юридических лиц, а в некоторых случаях – дисквалификацию должностных лиц на срок до одного года.

Основная проблема, связанная с выполнением кредитными организациями требований Закона № 224-ФЗ, заключается, как легко увидеть, в отсутствии до настоящего времени подзаконных актов, которые должна разработать ФСФР. Потому что в отсутствие исчерпывающего перечня инсайдерской информации и порядка уведомления инсайдерами своих инсайдеров о том, что они – инсайдеры, никакой нормальный инсайдер работать не сможет.

Собственно говоря, по этому поводу и на финансового регулятора.

Справедливости ради надо отметить, что ФСФР сложа руки не сидела: непродолжительный поиск на сайте федеральной службы выявил проекты приказов «Об утверждении «Перечня информации…» и «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров…» .

Таким образом, те кредитные организации и их должностные лица, которые не хотят поближе познакомиться со статьей 15.35. КоАП РФ, уже могут приступать к составлению Перечней, Порядков и прочих внутрибанковских нормативных актов, регламентирующих выполнение требований Закона № 224-ФЗ. Обсудить проблемы и вопросы, которые неизбежно возникнут в этом процессе, можно на Форумах «Ценные бумаги» и «Информационная безопасность» .

Мне лично особенно нравится обсуждение у «инфобезопасников», например: «Получается, что в дополнение к уже вроде осознанной всеми классификации БТхКТхПДн, появляется новый класс ИнсИ, который, как обычно, накладывается поверх всего и захватывает и те области и другие, т.е. живет как бы в четвертом измерении».

Что же до закона в целом, то, надо полагать, составление списков и обмен информацией – это не самые большие из проблем, которые возникнут у кредитных организаций и прочих инсайдеров при его реализации. При том, что сам по себе закон, наверное, не так уж и плох.

«ФСФР была проделана большая работа и подготовлен действительно очень качественный закон, - комментирует Александр Федоров , председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ», председатель Комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия». – Однако это не сильно повлияет на ситуацию. И не потому, что закон плохой. А потому, что его некому будет исполнять. За рубежом специальные сотрудники уполномоченных ведомств с огромным трудом ловят инсайдеров. А у нас - кто этим будет заниматься? Полицейские? Мне кажется, им это не под силу».

Кстати, на вопрос «кто этим будет заниматься» вам запросто ответит любой банкир. Потому что опыт одного противодействия у нас уже есть. Там, конечно, действует другой закон и рулит другой регулятор, но выглядеть новый процесс противодействия будет, скорее всего, так же, как и старый: неимоверное количество собираемой и передаваемой информации, постоянная угроза наказания со стороны регуляторов, минимальный интерес со стороны правоохранительных органов, бесконечные изменения, дополнения, разъяснения и комментарии к действующим нормативным актам… И в итоге – КПД, как у паровоза.

Впрочем, возможно, я и ошибаюсь. Очень хотелось бы на это надеяться.

Инсайдер - это один человек из какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публике. Термин используется в контексте, связанном с секретной, скрытой или какой-либо другой закрытой информацией или знаниями : инсайдер - это член группы, обладающий информацией , имеющейся только у этой группы.

Инсайдер противопоставляется внешнему специалисту — аутсайдеру . Специалист может обеспечить всесторонний теоретический анализ, который будет затем основой для экспертного заключения, а инсайдер обладает информацией «из первых рук».

В США для обязательной отчетности корпоративными инсайдерами признаются служащие компании, директора и акционеры, владеющие более 10 % акционерного капитала компании. Сделки совершаемые этими инсайдерами с акциями собственной компании основываются на непубличной информации и считаются мошенническими в виду того что инсайдеры нарушают взятое на себя обязательство или фидуциарные обязанности перед акционерами. Инсайдер компании, принимая предложение трудоустройства в компании, берет на себя обязательство перед её акционерами блюсти их интересы выше собственных в вопросах касающихся деятельности компании. Когда инсайдер покупает или продает, основываясь на корпоративной информации, он нарушает свое обязательство перед акционерами.

В СМИ инсайдера часто называют «Источник в… »

Кто является инсайдерами в России?

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», инсайдерами в России являются следующие лица:

  1. и управляющие компании;
  2. Хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;
  3. Организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам , совершенных через ;
  4. Профессиональные участники и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с , иностранной и (или) , получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
  5. Лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4 настоящего списка, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;
  6. Лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1-4 настоящего списка, а также лица, которые в силу владения (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;
  7. Члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1-6, 8, 11 и 12 настоящего списка, управляющих организаций;
  8. Лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик;
  9. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, ;
  10. Имеющие доступ к инсайдерской информации: руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, госслужащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящего списка, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в пункте 9, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, работники Банка России, члены Национального банковского совета;
  11. Информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, указанных в пунктах 1-4, органов и организаций, указанных в пункте 9, Банка России;
  12. Лица (рейтинговые агентства), осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в пунктах 1-4 настоящего списка, а также

2.5.2. в отношении юридического лица (иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву), включенного в список инсайдеров организации или исключенного из указанного списка:

1) полное фирменное наименование юридического лица (для некоммерческой организации - наименование);

2) ИНН и ОГРН юридического лица, а в отношении иностранной организации - данные, позволяющие идентифицировать иностранную организацию в соответствии с иностранным правом;

3) место нахождения юридического лица или адрес для получения почтовой корреспонденции;

4) номер пункта (номера пунктов) статьи 4 Закона, в соответствии с которым (которыми) лицо включено (исключено) в список (из списка) инсайдеров, а также основание включения (исключения) лица в список (из списка) инсайдеров, указанное в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Положения, или номер договора с юридическим лицом, включенным (исключенным) в список (из списка) инсайдеров, в связи с заключением (прекращением) которого соответствующее юридическое лицо включено (исключено) в список (из списка);

5) вид и дату наступления события, о котором уведомляется лицо (включение в список или исключение лица из списка инсайдеров);

6) финансовый инструмент, иностранную валюту или товар, в отношении которых лицо, включенное в список инсайдеров организации, должно направлять уведомления о совершенных им операциях в соответствии со статьей 10 Закона, - в случае если видом события, о котором уведомляется лицо, является включение лица в список инсайдеров организации;

2.5.3. в отношении физического лица, включенного в список инсайдеров организации или исключенного из указанного списка:

1) фамилию, имя, отчество (если имеется) физического лица;

2) дату и место рождения (при наличии) и (или) полное фирменное наименование организации (для некоммерческой организации - наименование), должность, которую физическое лицо занимает в указанной организации;

3) номер пункта (номера пунктов) статьи 4 Закона, в соответствии с которым (которыми) физическое лицо включено (исключено) в список (из списка) инсайдеров, а также основание включения (исключения) лица в список (из списка), указанное в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Положения, или номер договора с физическим лицом, включенным (исключенным) в список (из списка) инсайдеров, в связи с заключением (прекращением) которого соответствующее лицо включено (исключено) в список (из списка);

4) вид и дату наступления события, о котором уведомляется лицо (включение в список или исключение лица из списка инсайдеров);

5) финансовый инструмент, иностранную валюту или товар, в отношении которых лицо, включенное в список инсайдеров организации, должно направлять уведомления о совершенных им операциях в соответствии со статьей 10 Закона, - в случае если видом события, о котором уведомляется лицо, является включение лица в список инсайдеров организации.

2.6. Уведомление о включении лица в список инсайдеров организации должно также содержать информационное сообщение о требованиях Закона в отношении инсайдеров организации.

2.7. Сведения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2.5.1 , подпунктом 6 пункта 2.5.2 и подпунктом 5 пункта 2.5.3 настоящего Положения, не указываются в Уведомлении в случае, если такие сведения размещены (опубликованы) на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.8. В случае если видом события, о котором уведомляется лицо, является включение лица в список инсайдеров организации, в Уведомлении организации указывается одно или несколько оснований включения в список инсайдеров:

1) предоставление лицу (получение лицом) фактического доступа к инсайдерской информации на основании заключенного с организацией гражданско-правового договора;

2) заключение (вступление в силу заключенного) организацией с лицом трудового или гражданско-правового договора (соглашения об изменении условий трудового или гражданско-правового договора), предусматривающего систематический доступ (доступ на постоянной основе) лица к инсайдерской информации;

3) принятие уполномоченным органом управления организации решения об избрании (назначении) лица на должность единоличного исполнительного органа или ревизора организации, члена совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (дирекции, правления) или ревизионной комиссии организации с указанием реквизитов (даты принятия, номера и даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления организации) такого решения;

4) принятие уполномоченным органом управления организации решения о передаче полномочий (функций) единоличного исполнительного органа организации управляющей организации или управляющему с указанием реквизитов (даты принятия, номера и даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления организации) такого решения, а также заключение (вступление в силу заключенного) организацией гражданско-правового договора с управляющей организацией или управляющим об осуществлении функций единоличного исполнительного органа организации с указанием реквизитов (даты заключения и номера) такого договора;

5) принятие уполномоченным органом управления управляющей организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа организации, решения об избрании (назначении) лица на должность единоличного исполнительного органа или ревизора такой управляющей организации, члена совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (дирекции, правления) или ревизионной комиссии такой управляющей организации с указанием реквизитов (даты принятия, номера и даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления управляющей организации) соответствующего решения;

6) представление организацией в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предварительного уведомления о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, а в случае направления организацией добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, но в отношении которых подана заявка о допуске к организованным торгам, - представление организацией добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении указанных ценных бумаг в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

7) заключение (вступление в силу заключенного) организацией договора с информационным агентством, на основании которого информационным агентством осуществляется раскрытие или предоставление информации организации с указанием реквизитов (даты заключения и номера) такого договора;

8) предоставление рейтинговому агентству (получение рейтинговым агентством) доступа к инсайдерской информации на основании заключенного с организацией гражданско-правового договора о присвоении рейтинга организации и (или) ее ценным бумагам с указанием реквизитов (даты заключения и номера) такого договора;

9) исполнение работником организации трудовых обязанностей, связанных с предоставлением (получением) доступа к инсайдерской информации на постоянной основе;

10) временное предоставление работнику организации (получение работником организации) доступа к инсайдерской информации в связи с исполнением отдельных трудовых обязанностей;