Поиск
  • "АПРИОРИ" | юридическая служба

Первая линия обороны против мошенников - распознать звонки и смс от них



Приветствую всех, кто читает мои заметки!

Я начинаю цикл пятничных посиделок под общим названием: «Как защитить себя и свои деньги от мошенников», а тема сегодняшней беседы – первая линия обороны от мошеннических посягательств.


Когда слышим истории про разводы, думаем: «Ну, со мной такого бы не провернули, я бы их раскусил». Но мошенники знают, что мы так думаем. Поэтому они пускаются на хитрости: торопят, пугают, давят на жалость или на жадность — в общем, делают так, чтобы мы захотели им заплатить. Жертвы мошенников часто потом говорят: «Казалось, что меня так просто не обмануть».

Научиться узнавать схемы несложно.

Сложнее сделать так, чтобы в нужный момент включилось рациональное мышление, чтобы не принимать решения на эмоциях

Узнать мошенника на трезвую голову легко, например, когда мы читаем о нем статью. Но научиться противодействовать ему в жизни сложнее — нужно выработать определенные привычки, чтобы все происходило на автомате.

На что рассчитывает мошенник


Один из частых разводов — смс от лица банка, которую присылает мошенник примерно с таким текстом: с вашей карты списаны деньги, позвоните вот по этому номеру, чтобы отменить операцию.

Когда мошенник рассылает такие сообщения, он понимает, что разоблачить его довольно просто: достаточно позвонить в банк по телефону, указанному на банковской карте, а не в сообщении. Там ответят, что никакой операции не было, и ситуация разрешится.

Расчет мошенника на то, чтобы вывести нас из равновесия и заставить действовать импульсивно.

В повседневной жизни мы не ждем, что нас начнут разводить. Мы заняты своими делами: пишем письмо коллеге, моем посуду, чистим баклажаны…

Но нас выдернули из жизни и плеснули в кровь адреналина. Деньги надо спасать, поэтому мы сразу жмем на номер телефона. А там приятный голос просит назвать ему номер карты, три цифры сзади и код из смс. Мошенники могут даже знать наши ФИО, адрес и банк — к сожалению, такие базы время от времени сливают в сеть. Всё это добавляет реалистичности и заставляет нас поверить, что мы разговариваем с настоящим менеджером настоящего банка.

Понятно, что если мы сообщим «менеджеру» данные карты, то больше не услышим приятный голос и не увидим денег на своей карте. А еще будем недоумевать, как это умудрились попасться в такую простую ловушку.

Чтобы этого не случилось, нужна пауза — она дает мозгу время переключиться на новую проблему.

Приём «взять паузу»


Если вас застали врасплох тревожным звонком или сообщением, не реагируйте сразу, дайте мозгу переключиться на новую задачу. Но чтобы приём сработал, о нем нужно вспомнить. С этим помогает правильный настрой. Его можно сформулировать так: деньги не терпят спешки.

Мошенники выстраивают общение так, чтобы вынудить нас отреагировать сразу. Но деньги почти никогда не требуют мгновенных решений.

Если вам пишут об уникальной возможности заработать прямо сейчас, она никуда не денется через час или два.

Если пришло извещение о заказном письме счастья, почта его не выкинет, потому что вы забрали его только на следующий день.

Даже когда речь о краже данных вашей банковской карты, ничего не поменяется, если вы отреагируете не мгновенно, а через минуту.

Как взять паузу, чтобы мошенник не помешал


Когда тревожное сообщение приходит письмом или в смс, взять паузу относительно просто. Достаточно помнить, что деньги и срочность не дружат.

С общением по телефону сложнее.

Мошенник понимает, что пауза играет против него. Если вы просто скажете: «Подождите, мне надо подумать», вас начнут уверять, что времени совсем нет, деньги крадут прямо сейчас.

Лучше выбрать повод, не связанный с темой общения, но мешающий его продолжить: например, сказать, что вам нужно найти наушники, так как вы плохо слышите собеседника. Это даст вам время на паузу и не отпугнет собеседника, если он не мошенник.

Выберите любой удобный повод, который, якобы, мешает продолжить разговор: надо выключить газ, успокоить ребенка, запереть входную дверь…

Выберите то, что вы и так делаете в повседневной жизни: это поможет чувствовать себя увереннее.

Что делать во время паузы


Все мошенники так или иначе хотят ваши деньги. Под каким предлогом они бы ни звонили, их выдают одни и те же признаки. Но чтобы эти признаки разглядеть, нужно отразить психологическую атаку мошенника и получить полный контроль над своими мыслями и решениями.

Именно тут раскрывается сила паузы: убрав тревогу и панику, вы сможете распознать подвох.

Универсального рецепта здесь нет — каждому помогает что-то свое: выпить воды, умыться, медленно посчитать до 10. Подобные ритуалы помогают выиграть время, чтобы снизить уровень адреналина и немного успокоиться. Подумайте, что обычно помогает успокоиться вам?

Когда вы немного успокоитесь, у вас появится время, чтобы проанализировать информацию и понять, мошенник перед вами или нет.

Чаще всего мошенники пытаются украсть деньги с карты.

Тут правило простое: если спрашивают что-то, кроме номера карты, — кладите трубку!

Большинство банков позволяют переводить деньги даже без номера карты: по номеру телефона. Так что лучше сообщать номер карты только людям, которым вы доверяете, а всех остальных просить перевести по телефону.

Что делать после паузы


Если вы пришли к выводу, что общаетесь с мошенником, сразу завершайте разговор.

Не прощайтесь — просто вешайте трубку!

Иначе мошенник попытается найти способ продолжить общение и развеять ваши сомнения — и у него может получиться.

После этого позвоните в банк или другую организацию, о которой шла речь, и расскажите о ситуации. Телефон возьмите из независимого источника, например, с официального сайта или банковской карты. Звонок поможет организации усилить меры безопасности, а вам — подстраховаться на случай, если вы ошиблись.

И напоследок!


Никому не сообщайте эти данные (особенно, если говорят, что им сообщить можно):

  • срок действия карты

  • код безопасности на обратной стороне (3 цифры)

  • код из смс или пуш-сообщений

  • пин-код

  • сколько денег на счете

А если ещё и требуют реквизиты карты – сразу кладите трубку!


Специалист банка и службы безопасности

всегда знает:

  • ваши фамилию, имя и отчество

  • последние 4 цифры вашей карты

  • сколько у вас денег на счете

никогда не попросит:

  • снять деньги в банкомате

  • перевести деньги на другой счет

  • сообщить данные карты кому-то еще

Запомните:

  1. Мошенники стараются вывести вас из равновесия и заставить действовать импульсивно.

  2. Даже если собеседник назвал ваши ФИО и какие-либо данные карты, это не значит, что он – не мошенник.

  3. Если вас торопят и речь о деньгах, берите паузу.

  4. Заранее выберите удобный повод для паузы.

  5. Совершите ритуал, который поможет успокоиться.

  6. Спрашивают что-то, кроме номера карты, — кладите трубку.

  7. После завершения разговора позвоните в банк по проверенному номеру — он указан на карте или на официальном сайте банка.

Сегодня мы разобрались с мошенниками, которые пытаются выманить у вас деньги.

Но есть более коварные преступники: они делают вид, что хотят отправить деньги вам.

В следующие пятничные посиделки мы разберёмся, как не потерять веру в человечество и научиться вычислять предложения мошенников с помощью одной фразы.


Спасибо, что прочитали до конца!

Берегите себя! Берегите Ваших близких!

Желаю всем нам меньше проблем с законом.


Эдуард Коробов,

управляющий юридической службой «Априори»


Остались вопросы? Возникли новые вопросы?

Задайте их!

по телефону: 8 800 201 28 63 (звонки бесплатные из всех регионов России)

в Telegram, WhatsApp и Viber по номеру: +7 991 084 60 77

следите за новостями в Instagram: apriori_0914


Просмотров: 33Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все