Поиск
  • "АПРИОРИ" | юридическая служба

Толерантность во взаимоотношениях (Беседа 1)


Защита чести, достоинства и деловой репутации


Приветствую всех, кто читает мои заметки!

Диффамация (от лат. diffamare — лишать доброго имени) — распространение сведений, порочащих честь, достоинство, репутацию кого-либо. Объектом диффамации может быть как человек, так и организация, если речь идёт о репутации.

Хотя в российском законодательстве прописана защита именно деловой репутации, не стоит думать, что речь идет только о качествах, которые относятся к сфере ведения бизнеса или профессиональным компетенциям. На практике защищается любая репутация человека, что же касается юридического лица, речь идёт в первую очередь о деловой репутации.

Защита чести, достоинства и деловой репутации требуется, когда о физическом или юридическом лице распространяются недостоверные и порочащие сведения. Их защита — задача самого субъекта: нельзя защищать чужие права. Это означает, что гражданин или организация должны сами защищать свои права и обращаться в суд с иском. Исключение составляют случаи, когда защищаются честь и достоинство несовершеннолетнего или умершего человека.

Законодательство предусматривает гражданско-правовую ответственность за унижение чести, достоинства и умаление деловой репутации. В некоторых случаях предусмотрено досудебное решение таких споров: например, публикация опровержения или обращение в прокуратуру.

Об этом сегодняшний наш разговор.

Для начала разберёмся с терминами


Честь — это совокупность высших морально-этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность), залог уважения со стороны других людей.


Достоинство — это уважение тех же высоких моральных качеств в самом себе; осознание своих прав, своей значимости.

Принципиально важен именно этот момент: честь — это внешняя оценка личности обществом, достоинство и внутренняя оценка человеком самого себя. Однако вне зависимости от того, обладает ли человек такими качествами или нет, у него изначально есть право на защиту чести и достоинства.


Деловая репутация — это совокупность качеств и оценок, с которыми люди или организации ассоциируются в глазах других людей или организаций: родственников, знакомых, коллег, партнеров, клиентов, конкурентов.

ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ СПОРА

Было бы странно, если бы человек или организация могли требовать опровергнуть любой текст, который им не нравится. Но в каких же случаях требования лица, защищающего свои честь, достоинство и деловую репутацию, могут быть удовлетворены? Для этого одновременно должны присутствовать пять условий.


Условие 1: спорные сведения должны быть распространены

Распространением будет считаться передача информации любым способом: в СМИ, на сайтах, в сообществах и чатах, в публичных выступлениях, открытых письмах, дискуссиях…

Не будет считаться диффамацией сообщение недостоверных и порочащих сведений только тому лицу, к которому они относятся, если при этом сделано все, чтобы эта информация не стала известна кому-то еще; также не считаются распространением обращение в государственные и муниципальные органы, полицию, прокуратуру.


Кто несёт ответственность за распространение сведений?

Физические и юридические лица, которые распространили информацию. Претензии могут предъявляться к лицу, распространившему сведения, даже если оно не является их автором. Иными словами, здесь важен факт распространения информации, а не авторства. Поэтому если вы перепечатали чью-то публикацию, сделали репост текста или видео, вы тоже становитесь распространителем информации. А это значит, что вас тоже могут привлечь к ответственности.


Кто доказывает факт распространения?

Доказывать факт распространения должно лицо, которое защищает свою репутацию. Факт распространения спорной публикации можно доказать разными способами: оригиналами и копиями, скриншотами, видеозаписями. Копии и скриншоты обычно заверяют нотариально, однако это требование не обязательное: суды могут принимать в качестве доказательств и незаверенные копии, если противоположная сторона не оспаривает их правильность, а также по ходатайству стороны осмотреть распространенную в интернете информацию прямо в судебном заседании, чтобы убедиться, что скриншот соответствует оригиналу.


Условие 2: спорные сведения не соответствуют действительности

Не соответствующими действительности – это утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.


Кто это доказывает?

Истец не должен доказывать, что распространенная информация не соответствует действительности: он только должен заявить об этом и выделить оспариваемые фрагменты текста или видео-, аудиозаписи. Доказывать достоверность сведений — обязанность того, кто их распространил. Поэтому заботьтесь о доказательствах заранее - до того момента, как опубликуете информацию. Иски о защите чести и достоинства не имеют срока давности, поэтому следует хранить доказательства как можно дольше.


Какие доказательства будут надежными?

  1. Свидетельство человека, который принимал участие в событиях. Такой человек может лично свидетельствовать в суде, также можно использовать в качестве доказательства видео- или аудиозапись его рассказа. Если человек сам не был участником или свидетелем событий, о которых рассказывает, а говорит со ссылкой на другие источники, его слова не будут считаться надежным доказательством.

  2. Фотографии, аудио- и видеозаписи событий. Они будут считаться надежными доказательствами, если из их содержания понятно, где они сделаны и кто является участниками событий.

  3. Документы. Не обязательно иметь оригиналы документов: подойдут их копии, фотографии или даже скриншоты сайтов. Если вы переписали реквизиты документа (его точное название, номер, дата выпуска), этого может быть достаточно. По таким данным можно запросить информацию в ведомстве, которое выпустило документ.

  4. Судебные решения и приговоры, постановления органов предварительного следствия и другие процессуальные или иные официальные документы, из которых вы взяли информацию, освободят вас от необходимости доказать соответствие действительности этой информации, если вы сможете представить в суде этот источник.

Внимание! Очень ненадежными доказательствами будут анонимные письма и тексты в интернете, открытые обращения, письма читателей. Их можно будет принимать во внимание, если их авторы подтвердят истинность изложенных в этих текстах сведений. А это сделать обычно очень проблематично.


Условие 3: сведения носят порочащий характер

Порочащие сведения — это не любая негативная информация или слова, которые не нравятся.

К порочащим сведениям относятся утверждения:

  • о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства;

  • о неправильном, неэтичном поведении или о совершении неэтичного поступка в личной, общественной или политической жизни;

  • о недобросовестной работе или бизнесе, нарушении деловой этики и обычаев.

Кто это доказывает?

То, что распространенные сведения порочат лицо, защищающее свои честь, достоинство и репутацию, должно доказать само это лицо. При этом недостаточно просто заявить, что эти ценности пострадали: необходимо привести доказательства того, что это произошло.


Условие 4: сведения напрямую относятся к лицу, предъявляющему претензии

Тот, кто защищает свою репутацию, может предъявлять претензии лишь к тем фразам, которые напрямую к нему относятся.

Человек может требовать опровержения тех сведений, которые распространены конкретно о нём.

Руководитель может защищать репутацию своей организации, если порочащая информация была распространена конкретно об этом юридическом лице.

К примеру, человек, живущий в микрорайоне N, не может предъявлять претензии по поводу фразы “жители N не убирают за собой мусор”, так как в таком предложении ничего не говорится конкретно об этом человеке. Но в некоторых случаях организация может отстаивать свою репутацию, если из текста по смыслу понятно, что речь идет о всех её работниках или что порочащие сведения относятся к её руководителям и касаются именно их деловых качеств как руководителей.


Важно! ответить на вопрос: можно ли в тексте? Если из сообщения нельзя понять, о каком человеке или предприятии идет речь, или невозможно идентифицировать лицо, о котором идет речь, суд наверняка отклонит претензию только на этом основании.


Условие 5: сведения поданы в виде утверждений о фактах и событиях

Оспаривать можно только утверждения о фактах, но не мнения или оценочные суждения, так как их истинность или ложность установить невозможно.

При этом главным при отделении утверждений о фактах от мнений является не столько форма подачи информации, сколько возможность верификации — проверки распространённой информации на соответствие действительности.

Например, фраза “гражданин N — коррупционер” — это утверждение о фактах, так как коррупционером может называться только тот человек, который хотя бы раз в жизни участвовал в коррупционных схемах. “Предприятие Z наносит вред экологии” — это тоже утверждение о фактах, и чтобы его публиковать, нужно иметь соответствующие доказательства.

А вот высказывания “N — плохой губернатор” или “Организация Z не умеет вести бизнес” — это оценки, мнения, которые невозможно доказать или опровергнуть.


Предположения о будущих, еще не произошедших событиях, прогнозы также не могут считаться утверждениями о фактах. Важно понимать, что маскировка сообщений о фактах под мнения с помощью вводных конструкций (“мне кажется, что N — мошенник”, “возможно, он украл деньги” и т. п.) не спасает. Если спор дойдёт до суда, скорее всего будет назначена лингвистическая экспертиза, которая покажет, что такие фразы — завуалированные сообщения о фактах.


Имеет значение и используемая терминология. Если по отношению к кому-либо используются слова, отражающие реальный состав преступления или правонарушения (например, «вор», «убийца»), а не оценочные (например, «жулик», «деляга»), это тоже может стать решающим фактором признания информации утверждением о факте, не соответствующем действительности, если в реальности этот человек не был осужден ни за воровство, ни за убийство.


ВЫВОД: чтобы высказывание было признано в суде ложным и (или) дискриминирующим, у него должны быть все эти пять перечисленных признаков (они подробно изложены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц").


ОПРОВЕРЖЕНИЕ И ОТВЕТ

Если человек или организация полагает, что третьим лицом распространены недостоверные и порочащие сведения, то можно обратиться к нему с требованием опубликовать опровержение или ответ.

Важно: можно требовать опровержения только тех фраз, которые признаются недостоверными и порочащими, требовать опровергнуть весь текст целиком нельзя.

Когда можно отказать в опровержении?

  • опровергаются сведения, которые уже были опровергнуты;

  • требование об опровержении поступило по истечении одного года со дня распространения спорных сведений.

ДОСУДЕБНАЯ БЛОКИРОВКА

С июля 2021 года в ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” стала действовать ст. 15.1-2 “Порядок ограничения доступа к недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления”.

Пользоваться этой статьей могут граждане, но не юридические лица. Человек имеет право потребовать удалить в интернете информацию о том, что он совершил преступление, если она не соответствует действительности.


Механизм работы статьи:

  1. Гражданин обращается с заявлением в прокуратуру субъекта Российской Федерации. В заявлении он сообщает, какая недостоверная информация о якобы совершенном им преступлении была распространена, где именно она была опубликована, и приводит мотивированное обоснование недостоверности распространенных сведений.

  2. Прокуратура в течение десяти рабочих дней проводит проверку поданного заявления.

  3. Если региональная прокуратура приходит к выводу, что распространённые сведения о совершении гражданином преступления не соответствуют действительности, она делает заключение о необходимости удаления информации или блокировки сайта, если его владелец информацию не удалит. Это заключение направляется Генеральному прокурору, который в течение пяти рабочих дней проверяет его законность, а после либо направляет требование в Роскомнадзор для исполнения, либо отменяет заключение, если оснований для удаления информации нет.

  4. Роскомнадзор, получив из Генпрокуратуры требование, направляет в адрес провайдера хостинга, на котором находятся спорные сведения, требование об их удалении.

  5. Хостинг-провайдер обязан незамедлительно сообщить о требовании владельцу сайта, а тот в течение суток обязан его выполнить – удалить спорную информацию.

  6. Если владелец сайта не удалит информацию, хостинг-провайдер обязан ровно через сутки с момента уведомления ограничить доступ к сайту, где распространена спорная информация. Если же хостинг-провайдер не предпримет этих мер, доступ к сайту ограничат операторы связи.

  7. Если информация будет удалена в эти сверхсжатые сроки, владельцу сайта необходимо направить в Роскомнадзор уведомление об этом (это можно сделать и в электронном виде), а Роскомнадзор обязан незамедлительно принять меры к восстановлению доступа к сайту.

СУДЕБНЫЕ СПОРЫ

При подаче иска истец обязан доказать факт распространения информации и обосновать компенсацию морального или репутационного вреда (если она заявлена).

Что может требовать истец?

  1. Признание сведений недостоверными и порочащими. При этом истец обязан точно указать, какие именно сведения он оспаривает.

  2. Публикацию опровержения или ответа.

  3. Удаление спорной информации, изъятие или уничтожение экземпляров тиража (без компенсации средств, которые были потрачены на их создание).

  4. Блокировку спорных сведений при невозможности их удалить в интернете.

  5. Запрет дальнейшего распространения спорных сведений.

  6. Компенсацию морального или репутационного вреда, другого ущерба, нанесённого распространением сведений. При этом истец должен не просто указать сумму, которую он считает справедливой для компенсации вреда, который он получил. Ему необходимо доказать, что он пережил определенные нравственные или физические страдания именно из-за распространения о нём определённых сведений, обосновать нанесённый ущерб и сумму компенсации.

Кто будет отвечать?

Ответчиками признаются распространители информации:

  1. Человек — автор сообщения.

  2. Человек, распространивший сведения, даже если он не является автором.

  3. Физическое или юридическое лицо (редакция, организация), которому принадлежит СМИ или площадка (сайт, сообщество в соцсети) или на чьё имя зарегистрировано доменное имя.

  4. Если не удалось установить ответчиков (например, сведения опубликованы на анонимном ресурсе), суд может принять решение заблокировать спорную информацию.

Спасибо, что прочитали до конца!

Следующая наша беседа будет посвящена клевете.

Желаю всем нам меньше проблем с законом!


Эдуард Коробов,

управляющий юридической службой «Априори»

Остались вопросы? Возникли новые вопросы?

Задайте их!

по телефону: 8 800 201 28 63 (звонки бесплатные из всех регионов России)

Telegram, WhatsApp и Viber по номеру: +7 991 084 60 77

Instagram: apriori_0914


Просмотров: 29Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все