Поиск
  • "АПРИОРИ" | юридическая служба

Алло! Не "алло"...



К нам обратилась Наталья из города Ростова-на-Дону.

Её история началась в одном из районных судов города, а закончилась…

Впрочем, не об этом речь, а речь о том, что подобные ситуации могут произойти (и происходят) на всей необъятной территории России.

Итак, в районный суд поступил иск от гражданина, купившего смартфон за 59 990 рублей. В иске было сказано, что аппарат нерабочий, поэтому гражданин попросил суд обязать ответчика вернуть ему деньги за товар, штраф, убытки и компенсировать моральный ущерб.

Ответчиком покупатель назвал фирму-импортера, которая завезла аппараты в страну.

Первое.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил права граждан на интеллектуальную собственность.

В суде гражданин рассказал, что купил в магазине телефон, импортером которого была некая фирма. Дома выяснилось, что телефон банально не включается. Истец обратился к ответчику с претензией и попросил вернуть ему деньги. Но безрезультатно. Тогда гражданин отправился в суд. Там судья стороны выслушал и иск удовлетворил. Но частично. Всю сумму за телефон вернуть обязал полностью, а неустойки, убытки и прочие расходы сильно сократил.

Областной суд районных коллег поддержал.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда дело изучила и все ранее состоявшиеся решения отменила, заявив, что спор суды рассмотрели неправильно.

Вот как рассуждал ВС РФ.

Из материалов дела видно, что гражданин купил смартфон в магазине, а его импортером была фирма, которая и стала ответчиком. Но смартфон так и не заработал, поэтому покупатель написал претензию с требованием вернуть потраченные деньги. Импортер предложил покупателю "предоставить смартфон для проверки качества". Представитель покупателя товар "предоставила, но передать его для проверки качества отказалась". На этом взаимодействия покупателя и импортера закончились.

Покупатель отправился в суд и там победил. Районный суд увидел, что товар имеет "существенный недостаток, препятствующий его эксплуатации", и решил , что покупатель вправе требовать от импортера потраченные деньги. Областной суд поддержал это решение. А вот Верховный Суд Российской Федерации – нет.

Доказывать, почему она встала на сторону импортера, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ начала с главного в таких ситуациях Закона – Закона "О защите прав потребителей".

В этом законе (статья 18) сказано, что если потребитель обнаружил в товаре недостатки и они не были оговорены продавцом, то он по своему выбору может предъявить претензии либо продавцу, либо импортеру, либо изготовителю. И потребовать "незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление третьим лицом".

Второе.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, когда нельзя наказывать за покупку “шпионской” техники

По тому же Закону "О защите прав потребителей" продавец, импортер, уполномоченный и прочие просто обязаны принять неисправный товар у потребителя "и в случае необходимости провести проверку". Потребитель имеет право в проверке качества товара участвовать.

Если возникнет спор о причинах возникновения недостатков, все перечисленные в законе (продавец, импортер, изготовитель и др.) обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

В этом законе (статьи 20-22) прописаны сроки для проведения экспертизы. Потребитель вправе присутствовать при экспертизе. И если он не согласен с результатами экспертизы, то оспорить ее выводы в суде.

Вывод ВС РФ после всех перечисленных норм права такой: местным судам для правильного решения спора надо было установить, предпринимались ли покупателем "действия по возврату товара, имеющего недостатки", импортеру, чтобы он провел экспертизу и добровольно возвратил гражданину деньги. Еще суд на месте должен был выяснить, разъяснялись ли потребителю порядок возврата импортеру и порядок организации приемки такого товара у потребителя.

Третье.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что делать, если кредитор допустил ошибку

По мнению ВС РФ, областной суд, когда согласился с районными коллегами, "не разрешил вопрос о том, имелась ли у ответчика возможность для выявления характера недостатков проданной продукции и добровольного исполнения требований потребителя".

По закону, подчеркнула высокая инстанция, продавец или импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они появились после передачи его покупателю и по вине покупателя. Если покупатель нарушал правила хранения или эксплуатации товара.

Закон "О защите прав потребителя" говорит, что деньги за негодный товар возвращают в течение десяти дней со дня предъявления такого требования.

В своём разъяснении ВС РФ обратил внимание, что местные суды по Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 198) обязаны устанавливать, была ли у покупателя возможность возврата бракованного товара импортеру и была ли у покупателя возможность добросовестно это право реализовать.

По мнению высокой инстанции, эти обстоятельства являются существенными для решения вопроса.

И еще одну деталь подчеркнул ВС РФ: требования по возврату импортеру неработающего смартфона стороной (продавцом) спора не заявлялись. Это важно!

Желаем удачи и меньше проблем с законом!

Ваша юридическая служба "Априори".

Возникли вопросы? Требуется дополнительный комментарий?

Бесплатный звонок с любого телефона России

8 800 302 33 41

Напишите в WhatsApp или Viber

+7 988 566 87 37

#суды #гаджет

Просмотров: 15
СВЯЖИТЕСЬ
С НАМИ

Единый бесплатный номер:

8 800 201 28 63

Пишите в WhatsApp или Viber:

+7 991 084 60 77

Пишите в Skype и SkypeApp:

логин - apriori0914

Электронная почта: info@rdapriori.ru

  • Black Facebook Icon
  • Black Vkontakte Icon
  • Black Odnoklassniki Icon

© 2018-2020. "АПРИОРИ" I юридическая служба. Все права защищены

Перейти на официальный сайт юридической службы "Априори"