• "АПРИОРИ" | юридическая служба

Пятничные посиделки с управляющим: что должен доказывать пациент, недовольный лечеием

Добрый вечер,

уважаемые посетители!


Сегодня у нас первые “пятничные посиделки”, и я решил поговорить на тему, которая очень часто появляется в ходе личного приёма: вас плохо лечили в больнице, вы обратились в суд? пусть же больница теперь докажет, что медики не виноваты.


По разъяснению высокой судебной инстанции (Верховный Суд Российской Федерации) гражданин должен доказать только факт своих страданий, а все остальное суду объяснять должны медики.


Действительно, медицинское учреждение должно в таких процессах доказывать правильность своих действий, отсутствие своей вины, причем дважды,

*** как в причинении вреда здоровью,

*** так и в причинении морального вреда при оказании медицинской помощи.


Позволю себе прокомментировать недавний процесс, когда Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) согласился с доводами пациента (истца)…


Суть спора в следующем.

Пожилая женщина, инвалид I группы, обратилась с иском в суд и потребовала с больницы больше миллиона рублей. Именно в такую сумму истица оценила свои моральные страдания из-за того, что врачи не смогли поставить ей правильный диагноз.

Пенсионерка попала в больницу с жалобами на боль в ноге. Женщину госпитализировали, но медики причину болей не нашли и довольно быстро выписали пенсионерку домой.

В суде бывшая пациентка рассказала, что ее даже не осмотрели врачи – хирург и травматолог. Рентгена ей также не назначили. А спустя несколько месяцев в другой больнице рентгеновский снимок показал несросшийся перелом шейки бедра.

Пенсионерка заявила, что некачественная медицинская услуга причинила ей нравственные и физические страдания. У нее повысилось давление, началась депрессия…


Понятно, что больница с такими обвинениями не согласилась и попросила суд назначить судебно-медицинскую экспертизу (СМЭ).

Судя по выводам СМЭ, обследование пациентки соответствовало поставленному ей диагнозу. Ну а то, что врачи "не разглядели" перелома шейки бедра, то это связано "с объективной сложностью диагностики, поскольку истинный анамнез заболевания был выявлен после ее выписки".

Медэкспертиза в своем заключении указала, что при осмотре врачом-неврологом пациентке были запланированы консультации хирурга, но они не были проведены. По мнению экспертизы, от этого "дефекта медпомощи" никаких серьезных последствий не было. И, по заключению эксперта, "нет оснований считать, что действия врачей сами по себе причинили вред здоровью пациентки".

Напомню: в суде бывшая пациентка рассказала, что ее даже не осмотрели врачи - хирург и травматолог. Рентгена ей также не назначили и быстро выписали домой


Районный суд, руководствуясь таким заключением, полностью отказал пенсионерке в иске. В своем решении суд записал: “пациентка сама должна была доказать факт, что ей оказали ненадлежащую медицинскую помощь. Например, что после диагностирования ей перелома шейки бедра у нее возникли осложнения либо что состояние ее здоровья ухудшилось в результате действий ответчика, либо что объем оказанной ей медпомощи повлек негативные последствия для ее здоровья, либо создал такую угрозу”.


Вот, ведь! Хотел сказать “без комментариев”, а комментировать надо!


Абсурд в том, что, по мнению суда, женщина сама должна была доказать вину медиков в причинении этого вреда. И она этого не сделала! (восклицательный знак – не мой, так “врачи” голосили в ВС РФ).

А заключение экспертизы не подтвердило (кто бы сомневался) "противоправность поведения ответчика" и не подтвердила связь поведения врачей и наступление вреда.

Перевожу на человеческий язык: вины медиков экспертиза не выявила.


Апелляция с таким решение коллег полностью согласилась. Более того, истице поставили в вину, что она, попав в больницу, "не сообщила симптомы, характерные для перелома шейки бедра". Поэтому диагноз "травма бедренной кости" врачами поставлен не был, соответственно, лечение не назначалось, "но данное обстоятельство не повлекло за собой причинение вреда больной".

А еще местный суд заявил!!!

Пенсионерку положили в больницу вообще-то не из-за травмы, а потому, что в регионе был паводок, и поэтому объявили режим ЧС. А ее как инвалида положили "на всякий случай" из-за многочисленных хронических заболеваний.


Недовольная такими решениями пациентка обжаловала их в ВС РФ.

Что суд увидел в материалах этого гражданского дела?

Высшая инстанция обнаружила "существенные нарушения норм материального и процессуального права".

Судя по делу, требования пенсионерки компенсировать моральный вред основаны на факте некачественной медпомощи. Пациентке не сделали необходимые обследования и не поставили диагноз. Из-за этого было "несвоевременное лечение, что привело к ухудшению состояния здоровья истца, причинило ей физические и нравственные страдания".

ВС РФ с таким постулатом согласился и подчеркнул, что было нарушено право гражданки на здоровье как нематериальное благо. Юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются "факты переживания истицей физических или нравственных страданий в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ей нематериальные блага".

При этом, подчеркнула коллегия ВС РФ, больница должна доказать правомерность своего поведения. Ещё причинитель вреда, то есть больница, должен доказать отсутствие своей вины.


Мой комментарий: законом установлена презумпция вины причинителя вреда, и опровергнуть ее должен именно ответчик самостоятельно. Важно, что ответчик должен доказать отсутствие своей вины в причинении как вреда здоровью пациентки, так и в причинении ей морального вреда при оказании медпомощи. При этом должен доказать только факт своих страданий, а все остальное суду объяснят медики

В нашем случае местные суды "неправомерно обязали истца доказывать обстоятельства, касающиеся некачественного оказания ей ответчиком медицинской помощи". Кроме этого местные суды также "неправомерно" освободили больницу от доказывания, почему они не виноваты в неправильном диагнозе. А уже неправильный диагноз повлек неправильное и несвоевременное лечение.

А теперь, правовая помощь в сложившейся ситуации:

§ 1. В подобных ситуациях применяйте статью 70 Закона № 323-ФЗ о полномочиях лечащего врача при оказании медпомощи, где сказано, что именно лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум. Именно лечащий врач ставит диагноз;

§ 2. Обращайтесь к юристу и вместе с ним проверяйте: предпринимал ли лечащий врач "все необходимые и возможные меры для своевременного и квалифицированного обследования пациента"; правильно ли были организованы обследование пациента и лечебный процесс;

§ 3. Были ли у больницы возможность оказать пациенту необходимую и своевременную помощь, притом что обязанность доказывания своей невиновности лежит на ответчике (медицинской организации).


Приложение № 1: ВС РФ особо подчеркнул – утверждение суда, что больная не назвала симптомы, характерные именно для перелома шейки бедра, не имеет никакого значения. Ведь пенсионерка не имеет специальных медицинских знаний и не может знать, какие жалобы в ее случае являются характерными.

Приложение № 2: ВС РФ госпитализация фигурантки из-за паводка, тоже не имеет значения.

Приложение № 3: заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться не произвольно, а в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Это значит, что выводы эксперта не могут целиком предопределять исход спора.


P.S.

1) Кстати, по замечанию ВС РФ, в заключении экспертизы по комментируемому делу были отмечены недостатки в оказании медпомощи. Но местные суды не задали вопрос: была ли у больницы возможность правильно поставить диагноз в случае проведения всех необходимых исследований? Этот важный вопрос в суде даже не прозвучал!

2) Итог: дело будет пересмотрено с учетом замечаний Высшей судебной инстанции.


Всем спасибо!

Остались вопросы?

Звоните по бесплатному номеру 8 800 201 28 63

Пишите в по номеру: +7 989 635 17 18

Готов общаться в Skype: apriori0914

Ваш

Эдуард Д. Коробов

info@rdapriori.ru

Просмотров: 12
СВЯЖИТЕСЬ
С НАМИ

Единый бесплатный номер:

8 800 201 28 63

Пишите в WhatsApp или Viber:

+7 991 084 60 77

Пишите в Skype и SkypeApp:

логин - apriori0914

Электронная почта: info@rdapriori.ru

  • Black Facebook Icon
  • Black Vkontakte Icon
  • Black Odnoklassniki Icon

© 2018-2020. "АПРИОРИ" I юридическая служба. Все права защищены

Перейти на официальный сайт юридической службы "Априори"